Бил войска Батыя. Чем знаменит русский богатырь Евпатий Коловрат?

Евпатий Коловрат – легендарный войн-защитник земли Русской. Ему ставят памятники, про него снимают фильмы. Ранее он безоговорочно считался фигурой, безусловно, исторической. И лишь историки прошлого столетия задумались: а так ли это на самом деле?

Является ли Евпатий реальной личностью или же это легендарный, собирательный образ русского воина? Постараемся разобраться.

Каноничная биография

На самом деле про Евпатия известно совсем немного. Единственный источник информации о его жизни – это художественное литературное произведение «Повесть о разорении Рязани Батыем». Именно поэтому у историков и возникли сомнения: а не является ли смелый воин всего лишь литературным героем?

Родился будущий герой в Старорязанском княжестве. Во время вторжения татаро-монголов в Рязань Коловрат, как ближний боярин или же воевода, находился со своим князем Ингварем Ингваревичем в Чернигове – собирал военную помощь для отпора врага. В посольстве он узнал о нападении на княжество войск Батыя и спешно двинулся обратно на малую родину. Но не успел…

Прибыв в родной город, Евпатий нашел его уже разоренным. Тогда он решил со своим отрядом и с присоединившимися к нему уцелевшими горожанами двинуться вдогонку за Батыем… Всего с ним пошло 1700 человек.

Диорама «Оборона старой Рязани в 1237 году»
Диорама «Оборона старой Рязани в 1237 году»

Настигнуть монголов ему удалось только на землях Суздальского княжества. Малое войско Коловрата в результате неожиданной атаки смогло полностью разбить местный отряд татар. Тогда Батый послал на Евпатия своего лучшего военачальника и шурина Хостоврула. Но и его войско было разбито русичами, а сам монгольский богатырь погиб в поединке с Коловратом – был разрублен пополам.

Тогда Батый послал спросить у русских – чего же они хотят. По преданию, ответ смелых воинов был таков: «Только умереть!» После этого монгольский хан отправился против Коловрата с войском, снабженным специальными камнеметными орудиями – «пороками».

Камнеметное орудие
Камнеметное орудие

Смелых воинов Коловрата удалось победить, только забросав их камнями… И тогда Батый, пораженный стойкостью и смелостью русских, воскликнул, что, если бы у него был такой военачальник, как Евпатий, то он бы держал его «у своего сердца». После хан повелел выдать тело богатыря оставшимся в живых его воинам и отпустил их, чтобы они захоронили смелого воина с подобающими почестями. По преданию, торжественные похороны Коловрата состоялись в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

Так гласит сказание о Евпатии Коловрате… Но что из этого правда, а что вымысел?

Историчность Евпатия

Любопытно, что известные историки XIX века – Н.М. Карамзин, Д.И. Иловайский – полагали, что события, излагаемые в «Повести о разорении Рязани Батыем», очевидно, невыдуманные.

А вот ученые ХХ века – Д.С. Лихачев, В.Л. Комарович, Б.М. Клосс, И.А. Лобакова – не сомневаются, что данное произведение – народный эпос, имеющий лишь опосредованное отношение к действительности.

П. Литвинский. Евпатий Коловрат
П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Существует версия, что Евпатий – образ собирательный, вобравший в себя подвиги множества неизвестных героев, сражавшихся с татаро-монгольскими захватчиками. А некоторые литературоведы-исследователи повести полагают, что под Коловратом автор изобразил саму Русь – гибнущую, но не сдающуюся захватчикам.

Историчность легенды

Если с главным героем легенды все в принципе понятно – скорее всего это действительно образ собирательный, ведь в те годы многие отважно сражались с врагами. Но что же можно сказать относительно самой

«Повести»? Насколько описываемые в ней события могли (или не могли) происходить в действительности?

Во-первых, Коловрат – далеко не единственный вымышленный персонаж данного произведения. Не существовал в реальности и ханский шурин Хостоврул, которого, согласно легенде, русский богатырь разрубил надвое до седла. Более того, даже такое имя не характерно для татар, оно не монгольское и не тюркское.

Кроме того, не было и такого князя – Инваря Ингваревича, был Ингварь Игоревич. Он действительно был рязанским князем и правил с 1217 года, но вот незадача – умер в 1235 году, еще до нашествия монголо-татар. Конечно, можно посчитать известие о его смерти неточным, но все же вряд ли автору заведомо литературного произведения было известно что-то, что не было ведомо составителю летописей.

А вот сам факт сбора войск в Чернигове в помощь рязанским дружинникам вполне вероятен. Известно, что рязанские князья тесно общались с черниговскими, поддерживали хорошие отношения.

В принципе прототип Евпатия вполне мог существовать в действительности – в самой истории бывшего в посольстве боярина, вернувшегося в разоренный город и бросившегося догонять неприятеля, нет ничего противоестественного. По сути, Коловрат был партизаном – с небольшим отрядом нападал на неприятельские войска. Вот только вряд ли он бы мог в разоренном городе собрать 1700 человек, здесь составитель эпоса точно преувеличил. И, разумеется, гиперболизированы были и ратные подвиги русского богатыря.

А вот история о том, что сам хан Батый воздал должное русскому ратнику, при всей ее легендарности, могла иметь и некую историческую подоплеку. Известно, что татары действительно ценили воинскую смелость, смекалку и доблесть. Ханы часто предлагали наиболее выдающимся воеводам и воинам противника, захваченным ими в плен, перейти на их сторону. Этого у монголо-татар не отнять: они знали толк в войне и умели ценить противника.

Но не стоит забывать, что произведение имеет несколько редакций, оно создавалось постепенно, на протяжении десятилетий, со временем обросло множеством наслоений. «Повесть о разорении Рязани» дошла до нашего времени лишь в списках, самый ранний из которых датируется XVI веком. По мнению историков (в частности, Д.С. Лихачева), повесть была написана не ранее первой половины XIV века, то есть спустя сто лет после описываемых в ней событий.

Один из списков «Повести» в музее
Один из списков «Повести» в музее

В заключение можно сделать вывод: сама «Повесть о разорении Рязани Батыем» содержит много вымысла, но в то же время, как любое

художественное произведение, является в определенной степени и ценным историческим источником, отражающим дух времени.

Происхождение имени

Некоторые современные исследователи утверждают, что Евпатий Коловрат на самом деле был язычником, ссылаясь при этом на необычное звучание его имени. Вот только ничего необычного в этом имени нет…

Евпатий – это видоизмененное имя Ипатий (сокращенно Ипат), оно было достаточно распространено на Руси. А Коловрат как языческий символ был придуман намного позже описываемых событий. На тот момент Коловрат могло быть либо прозвищем, либо же вторым (нехристианским) именем Евпатия. Эта традиция – нарекать ребенка сразу двумя именами – одно крестильное, а другое связанное с каким-либо человеческим качеством или чувством (Забава, Любава, Нечай и т.д.) сохранилась вплоть до XVII века. В данном случае второе имя или же прозвище Коловрат означало «ловкий, изворотливый» и могло означать умелость Евпатия в бою.

И да, Коловрат – это не фамилия, на тот момент такой традиции на Руси еще не существовало. В ранних редакциях «Повести» встречается упоминание об отчестве богатыря – Львович.

Память

Фигура Евпатия Коловрата, начиная с XIX века стала привлекать художников, писателей и поэтов. Первыми стихотворные произведения народному герою посвятили Николай Языков, Лев Мей, уже в ХХ веке эту традицию продолжил Сергей Есенин, посвятив Евпатию, как знаменитому земляку, целых два своих произведения.

Также подвиги Коловрата привлекали внимание советских и российских художников. По «Повести о разорении Рязани Батыем» в 1985 году был снят мультипликационный фильм.

Кадр из мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате»
Кадр из мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате»

Также в 2017 году был снят фильм «Легенда о Коловрате», русскому богатырю посвящены музыкальные произведения и даже компьютерная игра.

Памятники герою стоят: в Рязани на Почтовой площади, в деревне Шилово (по преданию, именно там родился легендарный Коловрат, поскольку это бывшие земли Старорязанского княжества), а также в деревне Фролово.

Памятник Евпатию Коловрату в Шилово
Памятник Евпатию Коловрату в Шилово

Евпатий Коловрат – несомненно, яркий и запоминающийся образ «Повести о разорении Рязани Батыем», главное назначение которого – вдохновлять на ратные подвиги по защите своей родины, демонстрировать смелость и силу русского народа. И до сих пор история героя древнерусского эпоса трогает сердца людей…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: