Биография Николая Караченцова (Жизнь и смерть Ури из электроника)

«Я тебя никогда не забуду…»

Эти душе трепещущие слова когда-то вылетали из уст знаменитого советского актера Николая Караченцова, во время исполнения одной из песен современной рок-оперы «Юнона и Авось». Данная постановка, практически одна из немногих российских, стала известна во всем мире, была переведена на множество зарубежных языков.
Великий актер, он ушел от нас ровно за день до своего 74 дня рождения.

Юность Караченцов

Николай Караченцов родился в московской семье творческих людей: отец всю жизнь проработал художественным редактором популярнейшего в то время журнала «Огонёк», в то время как мать – была востребованным постановщиком-балетмейстером, ставившая выступления по всей стране и за рубежом.
С 7 лет Николай воспитывался в интернате при Министерстве внешней торговли. Его родители рано развелись, у каждого из них началась своя жизнь, и маленького Колю не кому было оставить на попечение, поэтому как таковой семьи у актера и не было.


С ранних лет Николай увлекался спортом. Уже на пике своей актерской карьеры Караченцов удалось сыграть матч с первым российским президентом Борисом Ельциным. Кроме того, актер играл в футбол со своими братьями «по цеху» Абдуловым, Янковским, когда они приезжали на гастроли в различные известные и не очень города нашей Родины.
С детства Николай хотел примкнуть к балетной труппе и быть в сопровождении матери, но эту идея Янина Евгеньевна (так звали мать Николая Караченцова) абсолютно не одобряла, именно поэтому Николай решил отдать себя «нейтральному» театральному искусству.
В 19 лет Караченцов поступил в Школу-студию МХАТ, которую через 4 года закончил с отличием, и сразу после школы МХАТ волей случая попал в театр «Ленком». Где познакомился с талантливейшим режиссером Марком Захаровым, в корне изменившим жизнь Караченцова. Как говорил Николай Петрович в одно из своего интервью: «Захаров – это Ленком», а сейчас театр «Ленком» ассоциируется как раз-таки с именем Караченцова.

ТЕАТР

Как и у любого актера, карьера Караченцова начиналась с небольших эпизодичных ролей. Изначально Николай, будучи энергичным и достаточно эксцентричным молодым человеком, не совсем нравился зрителям театра. Новому режиссеру «Ленкома» М. Захарову (с 1973 года) даже приходили гневные письма от театралов, с просьбой заменить столь неприглядного актера на «игрока» более эффектной внешности.
Однако талант Николая не заставил себя долго ждать. Он завоевал публику своей харизмой и сильной игрой с первых спектаклей, которыми были: «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино» и «Прощай, оружие!».

Настоящую звездную победу Караченцову принесла роль Тиля Уленшпигеля в постановке «Тиль» (1974 год). Именно в этом спектакле проявилась вся многогранность талантов молодого актера: помимо самой шедевральной игры, Николай продемонстрировал себя также в качестве певца и акробата. Между прочим, такая способность универсальности сопровождала Караченцова на протяжении всей его актерской карьеры.
В театре Караченцов за всю свою жизнь сыграл десятки ролей. Достойны также внимания и такие спектакли с его участием, как «Оптимистическая трагедия», «Школа для эмигрантов», «…Sorry», «Город миллионеров».

ЮНОНА И АВОСЬ

По-настоящему Караченцов стал знаменитым театральным актером с момента выхода в свет легендарной современной рок-оперы «Юнона и Авось» в 1981 году, где ему довелось получить роль графа Резанова. На главную женскую роль Кончитты была приглашена Елена Шанина. Конечно, огромную роль сыграло совместное сотрудничество композитора Алексея Рыбникова, поэта Андрея Вознесенского и режиссера Марка Захарова, но коллаборация талантливейших Караченцова, Абдулова (в роли Фернандо) и Шаниной – стала сенсацией того времени.
«Юнона и Авось» прославила «Ленком» не только в нашей стране, но и вывела российский театр 80-х на новый, зарубежный, уровень. Спектакль покорил известнейшего модельера Пьера Кардена, чьим хобби было театральное продюсирование. Именно он помог в организации гастролей театральной труппы в Париже, а затем – во всем мире(США, Германия).
Возможно, именно эта опера раскрыла не менее уникальный талант Караченцова к пению. Николай Петрович самостоятельно исполнял все музыкальные композиции в спектакле, параллельно брал уроки вокала, для того, чтобы усовершенствовать свои навыки и подарить зрителям всего себя.
За всё время постановки оперы сменилось много актрис, исполнявших роль Кончитты, но Николай будто сросся со своей ролью Резанова, стал одним целым со своим героем. По словам Дмитрия Певцова, исполняющего роль графа Резанова в настоящее время, Николай Петрович Караченцов – это такой же создатель оперы как Рыбников, Вознесенский и Захаров.
Интересным фактом является эмиссия монеты достоинством в 1 новозеландский доллар, выпущенной в Польше, с изображением Караченцова и Шаниной, а также русской подписью «Юнона и Авось». Казалось бы, как может обычная театральная постановка настолько впечатлить заморскую публику? Сомнения сразу отпадают после первого просмотра данного гениального произведения искусства.

Фильмы и музыка

Караченцов начал сниматься в кино еще будучи молодым и неискушенным артистом. В основном это были эпизодические роли в малоизвестных картинах. Но наиболее весомые роли Караченцову стали предлагать режиссеры после его бенефиса в образе Тиля.

Одной из первых значимых ролей актера стала роль студента Владимира Бусыгина в экранизации драмы «Старший сын» (1975 г.), здесь он сыграл совместно с Евгением Леоновым и Михаилом Боярским. Роль в данном фильме оказалась серьезным шагом на пути к успеху.

фото фильм «Старший сын»
фото фильм «Старший сын»

Триумфом Караченцова стало появление в телефильме «Собака на сене», где он сыграл роль мужественного Рикардо, а также впервые спел дуэтом с Михаилом Боярским, который подменял в песне голос Игоря Дмитриева. Причем в данном фильме Караченцов сам ездил верхом на лошади, фехтовал, в общем самостоятельно совершал всевозможные трюки. Эта способность универсальности стала для актера явным преимуществом.

фото фильм "Собака на сене" реж. Ян Фрид
фото фильм «Собака на сене» реж. Ян Фрид

Все последующие экранизации с участием Николая Караченцова также были обречены на успех. Среди них: «Приключения Электроника» и первый гангстер советского кино Урий, «Человек с бульвара Капуцинов» и ковбой Билли, «Дежа вю» и роль Мишки Япончика и многие другие фильмы. Все роли актер играл без дублера, ему не было равных в драках, стрельбах, погонях…
Примечательно, что режиссер Марк Захаров особо не стремился видеть Караченцова в своих Телепроектах, возможно, режиссер не хотел, чтобы Николай Петрович смешивался с рядом других киноактеров и тем самым уводил на задний план роль графа Резанова из оперы «Юнона и Авось». Но всё же в своей версии «Двенадцати стульев» (1976 г.) Захаров задействовал Караченцова в одной из ролей.
фото «Дамы приглашают кавалеров», «Белые Росы», «Трест, который лопнул», «Батальоны просят огня»
Всего Николай Караченцов снялся в более чем 100 фильмах, где играл смело, ярко и красиво, дерзкого, прямого, незаурядного, зачастую галантного истинного джентльмена и сумел покорить сердца зрителей, режиссеров и кинорежиссеров, став их идейным вдохновителем.

МУЗЫКА

Будучи мастером своего дела, Николай Караченцов, не изменяя своему всеобъемлющему таланту, изумительно пел. Музыка, в частности песни, были излюбленным хобби актёра, от которого он не воздерживался на сцене. Он исполнял композиции для широкой публики, пел в кинолентах песни «Кленовый лист», «Леди Гамильтон», «Мне снился сон», «Архангел Михаил», «Патриаршие пруды», «Как молоды мы были». Актер также занимался озвучкой иностранных фильмов.
Настоящим хитом стала песня «Я тебя никогда не забуду», которую Караченцов спел дуэтом с Анной Большовой во время оперы «Юнона и Авось». Эта композиция стала бы лидером проката в свое время, но из окон квартир советских людей она точно звучала.

Личная жизнь

Единственной женой Николая Караченцова была актриса Людмила Поргина, с которой у известного актера есть сын и трое внуков. Эта идеальная история любви началась с небезупречного романа, который был запутан и сложен.
На момент знакомства Караченцову было 29 лет, а Поргиной – 25. К тому же, Людмила уже успела дважды побывать в браке. Их первая встреча произошла в «Ленкоме» во время гастролей в Питер. Николай был восходящей звездой театра, а Людмила – начинающей актрисой. По словам Людмилы, она влюбилась в своего будущего спутника жизни с первого взгляда, краснела, когда он был рядом, но сказать о своих чувствах по началу не решалась, ведь она уже была не свободна, а связана узами брака с каскадером Виктором Корзуном. Однако, нет на свете силы более могущественной, чем любовь…чувства Поргиной к Караченцову оказались взаимными.
Естественно одним из условий Караченцова о совместных отношениях – был развод Поргиной с мужем, что она без промедления и сделала, но предложения руки и сердца от нового возлюбленного, Поргина ждала еще целых 2 года. В 1975 году пара узаконила свои отношения, а спустя 3 года в семье появился малыш – сын Андрей. Однако их чадо не пошло по стопам родителей, Андрей закончил МГИМО и стал адвокатом.
Сам Караченцов считал, что не совсем справился с ролью отца, так как всегда был в работе и на гастролях. Сын Андрей признался, что во время летних каникул, когда он с матерью был на турбазе или в санатории, отец приезжал повидаться максимум на одну неделю, а затем снова уезжал, как того требовала профессия актера. Но в целом, семейная жизнь Караченцовых была спокойной и размеренной.


Елена стала хранительницей очага, редко появлялась на публике, однако порой, душа рвалась на сцену, чем объясняются ее эпизодические роли в спектаклях. Вместе с Николаем Людмила играла некоторое время на сцене в «Юнона и Авось» в образе Казанской Божьей матери. Но она не была против этого, ведь мало в какой семье творческих людей царил бы такой лад, как у нее с Караченцовым.
Без всякого сомнения, ходили слухи о романах Караченцова. Среди его «возможных» пассий мелькали такие имена как Ольга Кабо, Марина Ширшикова. Но Людмила Поргина всегда спокойно реагировала на такие заявления прессы и общества. Всегда Караченцов возвращался к ней и сыну, всегда был рядом, поэтому кривотолкам в их семье было не место. Но и спустя годы, находились люди, стремившиеся разрушить столь крепкий союз. Например, бывшая балерина Елена Дмитриева заявляла, что у нее был роман с Николаем Петровичем, длился он на протяжении почти 20 лет, однако сам Караченцов опровергул эти слухи, «покрутив у виска».
Коллегами Караченцова «по цеху» и друзьями в жизни были Александр Абдулов, Олег Янковский, Ирина Алферова, Никита Михалков и многие другие известные актеры.
Сейчас у Караченцова и Поргиной подрастают трое внуков: Пётр, Янина и Ольга.

с друзьями
с друзьями

ДТП

28 февраля 2005 года у жены Караченцова в больнице умерла мать, и Николай сразу же после выступления, а играл он в тот день свою выдающуюся роль графа Резанова, направился в больницу, где в тот момент была его теща и другие родственники.
Как на беду, Николай Петрович не справился с управлением своего автомобиля, допустил занос, в результате которого машина перевернулась… В результате ДТП актер получил серьезные травмы, в том числе и черепно-мозговую. 26 дней Караченцов находился между небом и землей, пребывая в коме. Всё это время жена Людмила была рядом с ним. Однако, сильный и решительный, Караченцов вернулся к жизни.
Николаю Петровичу было сделано много операций, в том числе пластических, так как на лице актера после аварии не осталось живого места. Театральный уникум заново учился двигаться и ходить, так были повреждены нервные окончания мозга, но самое страшное – Караченцов потерял способность к нормальной речи. Но и здесь на помощь пришла любимая жена, которая каждый день занималась с ним, обнадеживала, а Караченцов отплачивал ей, произнося с трудом различимые признания в любви.
И именно Николай, спустя полгода после ДТП предложил жене обвенчаться, чтобы до конца жизни быть с ней неразлучной. Конечно, авария круто изменила жизнь доселе инициативного, общительного актера, который привык жить в бешеном ритме. По словам Людмилы Поргиной, лечение в России для Николая было абсолютно бесплатным, государство помогало во всем. Для лечения за границей она хотела продать дачу в Подмосковье, но Николай не разрешил. Эта трагедия обнажило истинные лица знакомых: кто-то из них перестал общаться с семьей Караченцовых, кто-то активно помогал с финансами во время лечения актера.

после аварии
после аварии

Караченцов держался, несмотря на многочисленные приступы как отголоски ужасной аварии, но смог, пускай и частично, побороть злой недуг, встал на ноги, фрагментарно восстановил свою речь. Вот что значит любовь ко всему: к жизни, к семье, к работе.
Лишь спустя два года после ДТП в 2007 года актер смог взойти на сцену, показавшись зрителям во время гала-концерта «Звезды сошли с небес…». На этом же концерте были презентованы диски с песнями в исполнении Караченцова, подготовленные незадолго до аварии. В 2013 г. Караченцов появляется всего лишь в одном эпизоде киноленты «Белые росы 2», не говоря ни слова, но тем не менее играя на эмоциях зрителей.
Но череда трагедий на аварии 2005 года не закончилась: 27 февраля 2017 года, практически день в день с прошлой аварией, но уже спустя 12 лет, Николай Караченцов снова попадает в ДТП. Однако, в этот раз актеру удалось отделаться лишь небольшими и несерьезными повреждениями, он быстро пошел на поправку.

Болезнь и смерть

Еще до аварии Людмила Поргина объявила о болезни мужа – у Караченцова был диагностирован рак легких. Кто знает, была ли первопричина в пристрастии к курению с молодости, или же этиология болезни была совсем другая. Так или иначе, семье Караченцова снова пришлось бороться с этим роком судьбы. Но лечение за границей, в том числе в Израиле, не дало никаких положительных результатов, как и химиотерапия.
В период болезни Карачецова поддерживали друзья, которые не давали ему проститься с жизнью, ведь жизнь – это битва, на которой великий актер сражался и побеждал. Но в какой-то момент, болезнь оказалась сильнее. В начале октября 2018 г. Караченцова госпитализировали в онкологическую больницу, за пару дней до смерти Николай Петрович впал в кому. В таком состоянии он и покинул нас 26 октября 2018 года за 1 день до своего 74-летия.
Жизнь – это не количество прожитых лет, а скорее – количество совершенных поступков и дел. Можно с уверенностью сказать, что Караченцов не просто просуществовал в этом мире, а прожил его, Прожил, с большой буквы.
Прощание с актёром состоялось 29 октября 2018 года в театре «Ленком». Среди гостей панихиды оказались актеры, учителя, ученики Николая Карачецова: Клара Новикова, Михаил Дунаевский, Алла Пугачева и многие другие. Жена же Николая Караченцова Людмила Поргнина просила не оплакивать ее мужа, по ее словам, Николай сам запретил рыдать на его похоронах, поэтому панихида по актеру прошла в обстановке, которая понравилась бы самому Караченцову а именно в формате теплых слов-воспоминаний и непринужденных разговорах на тему гениальности Маэстро.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: