Как сложилась судьба летчиков, которые провели атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки


«…Я очнулась и увидела жуткую картину: стояли люди со свисающими глазами из глазниц, обгоревшие с головы до пят… С них свисали лоскуты кожи. Они кричали: «Помогите!»

«…Я видел вокруг себя людей без ног, без рук…с вырванными кишкам и мозгами…»

«Одна женщина несла на руках ребенка…ему оторвало голову…»

Эти страшные слова – тяжелые воспоминания выживших после бомбежки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году…

Весна 1945 года. Война в Европе закончилась. Нацистская Германия потерпела поражение. Кажется, что наступил конец бесконечным боям и смертям людей. Однако это было далеко не так. В Тихом океане война с Японией была в самом разгаре. 7 декабря 1941 года японцы разбомбили Перл-Харбор. Это послужило тому, что Америка вступила о Вторую мировую войну. Пока США приходили в себя от нападения, японцы в течение шести месяцев завоевывали все новые и новые территории. Но в лидерах японцы были не долго. Постепенно Америка пришла в себя, ее военный дух окреп. Параллельно Япония стала проигрывать все больше боев. К концу войны, когда Германия была повержена, а Европа – очищена от нацистов, когда Япония понимала, что проиграла войну, Америка все еще «точила зуб» на страну, которая отняла у нее более 2,5 тысяч военных и практически уничтожила ее флот. Американцы ждали часа, когда смогут отомстить за Перл-Харбор и поставить жирную точку в этой войне.

Тот период войны для японцев сбыл самым трагичным. Им нечего было есть, солдаты снимали сапоги с умерших товарищей, чтобы не воевать босиком. Американцам уже не нужно было показывать свое превосходство над Японией – все и так было понятно. Многие японцы считают, что американцы просто-напросто провели эксперимент, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Ведь другого такого случая им могло не представиться. Хиросима в качестве боевой цели была выбрана не случайно. В этот портовый город прибывали беженцы со всей страны, бежавшие из своих разбомбленных городишек. Они надеялись, что здесь будут в безопасности, ведь по какой-то причине на Хиросиму никогда не сбрасывали крупных снарядов. Никто и не догадывался, что это четко продуманный план: американцы специально сгоняли сюда людей, чтобы потом разом уничтожить, испробовав новейшую разработку военных ученых – атомную бомбу под названием «Малыш». Мгновенно от взрыва погибло несколько десятков тысяч человек. В течение последующих часов погибло еще 40 тысяч человек. Всего в Хиросиме умерло 140 тысяч человек.

Готовя бомбу, американцы сами не могли точно определить каких масштабов может достичь взрыв «Малыша». Бомбу к месту сброса должен был доставлять бомбардировщик Б-29, однако что-то свыше будто мешало машине этого сделать. Во время учебных вылетов самолеты один за одним терпели крушение либо взрывались в небе. Операция была под угрозой осуществления, ведь в решающий час на борту будет двухметровая ядерная бомба, которая может сдетонировать в любой момент и разнести в куски все вокруг себя на многие километры. В ее взрывателе находится пороховой заряд. При детонации он должен столкнуть между собой два куска урана, чтобы начать ядерную реакцию. Один из летчиков, доставлявший бомбу, во время полета вытащил пороховой заряд, а приблизившись к цели снова вставил его, став последним человеком, трогавшим «Малыша».

У каждого летчика было по одной таблетке с ядом – для случая, если они попадут в плен. Однако глотать яд им не пришлось – свою миссию они все же выполнили. Результат операции зависел от погодных условий – в случае облачной погоды, пилоты не могли бы увидеть цель, а значит должны были вернуться на базу. Однако 6 августа 1945 года над

Хиросимой было солнечно – судьба сотен тысяч жителей была предопределена. Летчики ориентировались по мосту в Хиросиме, который образовывал с высоты птичьего полета букву «Т». Пилоты до последнего не верили, что она взорвется. Заряд должен был сработать на 41-ю секунду падения, но этого не случилось. Лишь на 43-ей секунде куски урана соединились и вошли в реакцию, высвобождающую немыслимое количество энергии. Бомба наносила разрушения поэтапно: сначала образовался огромный огненный шар диаметром 300 метров. Температура внутри шара достигала 4000 градусов – это на минуточку, жарче, чем поверхность солнца. Люди. Которые находились в радиусе одного километра, превращались в тень, в небольшую масляную лужицу на асфальте. Дальше шла ударная волна, которая также несла свои разрушения. После взрыва атомной бомбы в воздухе, ударная волна расширялась, ударялась об землю и отражалась от нее, создавая еще одну волну – эффект цунами. Каждая волна уничтожала все живое, что осталось после предыдущих. Этого и ожидали американцы – именно поэтому они сбросили бомбу на высоте 600 метров от земли. Если бы «Малыш» взорвался на земле, то она бы поглотила большую часть энергии, но это не устраивало Америку.

От взрыва большинство жителей Хиросимы погибло. Но многие выжили.

Шунтаро Хидо, доктор, лечивший больных в 6 километрах от места взрыва:

« Я ехал в Хиросиму, когда на моем пути появилось странное существо. Оно было черное с головы до пят. Силуэт был человеческий, но лица не было – одно черное полотно. Кожи не было. Этот человек прошел три километра и умер на моих руках»

Выжившим жутко хотелось пить. Через некоторое время после взрыва пошел дождь. Он был необычным – черным. Капли дождевой воды смешивались с пеплом. Люди открывали рты, чтобы огромные капли попадали сразу внутрь, но они не знали, что дождь был радиоактивным. Впоследствии еще несколько тысяч погибнут от последствий этого дождя.

Через три дня американцы подготовили еще одну бомбу, которая предназначалась для города Кокоры. Но из-за сильной облачности бомбу сбросили на Нагасаки. Бомба под названием «Толстяк» взорвалась уже на земле, поэтому таких разрушений как в Хиросиме не было. Но все равно 9 августа погибло более 50 тысяч человек. Японские власти, опасаясь новых атак и новых жертв, все-таки сдались. И пока американцы праздновали победу, мирные жители Японии продолжали умирать сотнями. После взрыва в Хиросиме стала распространяться странная болезнь, симптомами которой были рвота, кровотечение, кожа покрывалась слизью, слепота….В Хиросиме только начали познавать эффект от радиации. То, что разорвавшиеся бомбы вызывают радиацию, американцы знали. Но какие катастрофические последствия принесла радиация, даже американцев повергло в шок.

Разрушенный город Хиросима был полностью восстановлен спустя 50 лет. От бомбежки осталась пара видимых шрамов. Америка написала для Японии конституцию, по которой страна не имеет права создавать армию, производить оружие, никакого флота…

У Америки есть своя правда, и американцы по сей день считают, что поступили тогда правильно. Ведь японцы воевали на стороне нацистов, а в 41-ом разбомбили Перл-Харбор. Но по чести ли поступили американцы, сбросив ядерные бомбы в самом конце войны, когда исход Второй мировой был определен.

Без права на сочувствие

«Мне никогда не снились кошмары на эту тему…»

«Мы никому не сочувствовали и ни о чем не жалели…»

Это слова членов экипажа, который доставлял «Малыша» к Хиросиме. Все они жили счастливо до самой старости на своей Родине. И ни один из них никогда не пожалел о том, что сделал. Напротив, они имели оправдание своим действиям – они выполняли приказы, они мстили за Америку!

Кстати:

Сегодня в мире столько ядерного оружия, что его хватит на 400 тысяч Хиросим….

Тэодор Ван Кирк

«Голландец» — таким было прозвище Ван Кирка в армии. Его отец был родом из Нидерландов, и Тэодор впитал от него часть голландской культуры. Именно Ван Кирк, которому в 45-ом исполнилось 24 года, сидел 6 августа за штурвалом боевой машины «Энола Гэй», наводя курс на Хиросиму. К тому времени Кирк был опытным военным. На его счету – более 25 вылетов на самых разных самолетах. Ван Кирк до последних дней считал, что атомная бомба помогла тогда Японии избежать воздушных атак США, а с ними и куда больших потерь.

Хотя Ван Кирк и говорил всем и каждому, что ни разу не пожалел о содеянном, все же с годами его твердая уверенность в своей правоте немного «размягчилась». Летчик стал заявлять, что на атомной бомбе нельзя ничего построить – мир тем более. Он все списывал на молодость и юношеский максимализм. Он не осознавал весь масштаб трагедии. В старости Кирк высказывался по поводу необходимости радикальных мер во время войн. «Лучше использовать все возможности по максимуму, чтобы закончить войну победитель, и при этом с наименьшими человеческими потерями», — говорил Голландец.

Ван Кирк
Ван Кирк

После войны изучал химическое машиностроение, затем работал в международной компании «Дюпон». В 1985 году вышел в отставку. Имел четырех дочерей. Тэодор Ван Кирк скончался в возрасте 92-х лет в доме престарелых.

Пол Тиббетс

Полковник Ван Кирка также как и его товарищи, не испытывал угрызений совести, что убил пару сот тысяч японцев. Напротив, он гордился тем, что самолично командовал экипажем и «провернул» операцию безукоризненно.

В армию Тиббетс был призван в 1937 году. В годы войны был одним из командиров 340-ой бомбардировочной эскадрильи. Участвовал во многих операциях в Средиземноморье. К концу войны вернулся в США для проведения испытаний боингов Б-29. Тиббетса не просто так выбрали для командования столько незаурядной операцией. Летчик имел репутацию лучшего пилота в ВВС США. С 1944 года стал командиром элитного 509-го авиационного полка. Именно Тиббетс назвал свой бомбардир Б-29 «Энолой Гэй» — в честь своей матери. В 1966 году вышел на пенсию. Остаток жизни работал в компании Executive Jet Aviation — воздушное такси в штате Огайо. В 1977 году Тиббетс осмелился сделать постановку сброса бомбы на Хиросиму на воздушном шоу. Его действия были расценены как оскорбление всех японцев. Америка тогда попросила у Японии прощения за бездумные действия своего гражданина.

Пол Тиббетс
Пол Тиббетс

Вся последующая после бомбежки жизнь Тиббетса была так или иначе связана с тем днем 6 августа 1945 года. Он бесконечно давал интервью о той миссии, и всегда с пеной у рта доказывал всем и каждому, что поступил правильно, сбросив несчастного «Малыша» на головы японцев. Он также утверждал, что снова бы повторил свой «подвиг». Тиббетс дожил до 92-х лет. Умер в своем доме в Колумбусе. Себя до последних дней он считал героем, достойным памятника. Однако своим родным приказал, чтобы после смерти ему не устанавливали мемориал, дабы его не оскверняли противники ядерного оружия.

Чак (Чпрльз) Суини Командир экипажа Б-29 «Bockscar», который вылетел поздно ночью 8 августа в сторону города Кокуры, Чак Суини – один из немногих военных летчиков, который мог воочию увидеть последствия своей «работы». Тот полет в самолете, на борту которого была огромная атомная бомба. Он запомнит на всю жизнь. Страшный день будет сниться долгие годы… Какая-то неведомая сила не давала ему и членам его экипажа в тот день спокойно взлететь и направиться к цели. Уже перед взлетом оказалось, что вышел из строя резервный блок для горючего. Это означало, что у пилотов не будет права на ошибку – малейшая задержка может привести к тому, что они не долетят до базы. 20-часовой полет летчики должны были преодолеть без запасных 600 галлонов топлива. Однако командование это не волновало – операция должна была пройти по плану. Во время полета экипаж столкнулся с еще одной проблемой – на черном ящике загорелась красная кнопка — заклинило механизмы сброса бомбы. И если люки не выдержат, то смертоносное орудие выпадет в любой момент. Однако впоследствии оказалось, что всего лишь перегорела лампочка. Наконец самолет достиг цели, но тут обнаружилось, что небо над Кокурой плотно затянуто облаками. Куда скидывать бомбу – летчики не видели. Пока думали что делать, по бомбардиру открыли огонь японские зенитчики. Ничего не оставалось, как повернуть на запасную цель – город Нагасаки – центр каталитического паломничества. А еще в Нагасаки было сосредоточено огромное количество оружия и боеприпасов. В 10.55 бомба была сброшена, а Б-29 повернул на восток. Через 25 секунд после того, как бомба покинула самолет, поднялся огромный столб белого пламени. Пилоты в тот момент не думали о тех, кто находился в тот момент на земле и кто погиб за доли секунд. Они были счастливы от того, что, наконец, избавились от бомбы. Но экипажу все же еще раз пришлось пережить настоящий страх за свои жизни, когда при подлете к базе, пытаясь вызвать «землю», им никто не ответил. Горючее было на исходе, но диспетчеры не давали разрешение на посадку. В конце концов машину удалось посадить…

Все, кто был на борту, считали, что выполнили миссию и больше никогда не услышат о ядерных бомбах и японцах-врагах. Однако Чаку Суини спустя месяц после бомбежки Нагасаки пришлось самолично доставлять туда лучших докторов страны, чтобы те ставили эксперименты над выжившими. Летчик был шокирован увиденным – люди перестали быть людьми. Это были куски сожженного мяса.

Воспоминания одного из членов экипажа:

«На следующее утро мы совершили прогулку по городу. Прошло чуть более месяца с того дня, как мы сбросили на город атомную бомбу, а некоторые тела все еще лежали на улицах. По обе стороны дороги виднелись многочисленные черепа. В нишах, которые использовались жителями как укрытия, скопились кучи скелетов. Отвратительная вонь затрудняла дыхание… Здание медицинского центра все еще стояло, но было полностью выжжено. Мы прошли через палаты. На кроватях лежали обуглившиеся скелеты вместо пациентов. Они пролежали здесь больше месяца. Безглазые черепа пялились в черный потолок. На столе одной из операционных лежали черные останки пациента, которого должны были оперировать в тот момент, когда мы сбросили бомбу. Тут же, в комнате на полу валялись почерневшие обуглившиеся тела докторов и ассистентов, замершие в позах, в которых они встретили свою смерть… На улицах мы встречали людей с жуткими увечьями и ожогами, умирающими от страшной болезни, поселившейся у них в крови.

Они безразлично, с обреченным взглядом сидели и спали под навесами прямо на улицах, дожидаясь своего конца. Они смотрели на нас и не замечали, не узнавали. И, наверное, это к лучшему, что они не узнали нас… »

Как и другие члены экипажей, Суини до конца жизни веровал и отчаянно отстаивал позицию США в необходимости ядерной бомбардировки Японии. Долгие годы он выступал с лекциями перед студентами, где всегда давал понять, что Америка была права.

Даты смерти всех пилотов:

  1. Пилот Тэодор Ван Кирк 2014 год (92 года);
  2. Командир Пол Тиббетс – 2007год (92 года);
  3. Летчик Моррис Джеппсон – 2010 год (87 лет);
  4. Командир Б-29 Чарльз Суини – 2004 год (85 лет);
  5. Специалист по атомной бомбе Уильям Стерлинг Парсонс – 1953 год;
  6. Бортинженер Роберт Шумард – 1967 год
  7. Второй пилот Роберт Льюис – 1983 год;
  8. Оператор радара Джо Стиборик – 1984 год,
  9. Ассистент бортинженера Вэйн Дазенберрай – 1992 год,
  10. Хвостовой стрелок Роберт Карон – 1995 год,
  11. Бомбардир Томас Фереби – 2000 год,
  12. Радист Ричард Нельсон – 2003 год.

Даже сегодня в США редко встретишь человека, который бы осудил действия соотечественников в 1945 году. Члены экипажей «Энола Гэй» и «Бокскар», как и прежде носят звание героев Америки. Ими гордятся и их почитают. Японцы же до сих пор не простили Штаты за ту боль и страдания, которые испытали жители Хиросимы и Нагасаки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: