Киевские князья Аскольд и Дир: От войны с Византией до подлого убийства

Древнейшие источники

В «Повести временных лет» (в составе Лаврентьевской летописи) о них содержится весьма мало информации: по версии Нестора летописца, они не принадлежали к княжескому роду и являлись приближенными князя Рюрика, севшего после призвания варягов править в Новгороде. Аскольд и Дир попросили у князя разрешения отправиться в поход на Царьград, но, дойдя до Киева, решили обосноваться там. На этих землях издревле жили поляне, платившие дань хазарам и не имевшие своего князя. Однако нельзя не заметить, что, согласно Новгородскому летописному изводу, Аскольд и Дир не имели никакого отношения к Рюрику, а правили в Киеве еще до варяжского призвания.

Поход на Царьград!

Наверное, самое яркое событие, произошедшее за все время княжения Аскольда и Дира – это поход на Царьград под их предводительством, также отраженный в летописном своде. Однако сей поход нельзя назвать удачным: согласно «Повести временных лет», русы подошли к Царьграду в отсутствие правившего тогда царя Михаила, ушедшего воевать против агарян. Но, узнав о готовящемся нападении, правитель немедленно возвращается. Понимая, что помочь может только чудо, он приказывает всем жителям усиленно молиться, а сам с патриархом Фотием совершает крестный ход к морю с величайшей святыней – ризой Пресвятой Богородицы. Когда морских вод коснулась пола одежды Божией Матери, то поднялась немыслимая буря, которая разметала все русские корабли, и многие воины погибли.

Принятие христианства

Видимо, сила веры греков, способная творить такие чудеса, оказала такое впечатление на русов и их князей, что они изъявили желание креститься. Иначе как объяснить то, что вскоре на Русь был направлен епископ, крестивший местное население вместе с их правителем. Правда, следует оговориться, что такое свидетельство находим мы только лишь в византийских источниках (воспоминаниях того самого патриарха Фотия, а также в хронике Георгия Амартола). В «Повести» данный момент никак не отражен, кроме того, в греческих свидетельствах не упоминается имени правителя. Тем не менее, факт крещения Аскольда и Дира и некоторых их приближенных признается в русской церковной традиции доказанным. Бытует предание, по которому Аскольд принял в крещении имя Николай. Таких, в общем-то, не слишком достоверных сведений оказалось достаточно, чтобы причислить князя Аскольда к лику святых (сделано это было в 2013 году Украинской Православной Церковью, правда, не Московского, а Киевского Патриархата, Московский патриархат так и не вынес решение о канонизации).

Гибель князей

Однако мы отвлеклись от летописных источников… Далее в «Повести временных лет» описываются уже обстоятельства смерти Аскольда и Дира. В 882 году князь Олег, воевода Рюрика, после его смерти ставший регентом при малолетнем Игоре, пошел с походом на Смоленск. Впоследствии был захвачен и ряд других городов. Когда войско подошло к Киеву, Олег узнал, что здесь имеются свои князья. Чтобы избежать длительной осады сильного и крепкого Киева, князь решил хитростью выманить Аскольда и Дира из укрепленного города. Олег, скрыв своих воинов, назвался купцом, плывущим в греческие земли, и попросил привести к нему местных правителей. Когда же они вышли, князь объявил их незаконно захватившими власть, продемонстрировал им маленького Игоря, сына Рюрика, как истинного князя, имеющего все права на престол. После этого соправители были убиты, а Олег остался княжить в Киеве.

Подробности биографии

Скудная биография Аскольда и Дира обрастает некоторыми подробностями, если заглянуть в более поздние по времени источники – например, в Никоновскую или Иоакимовскую летописи. Однако здесь следует помнить о том, что такие своды писались уже много после событий IX века – в XV-XVII веках, поэтому вероятно использование для их написания недостоверной информации, слухов и домыслов. Как известно, любая древняя летопись традиционно начиналась с пересказа «Повести временных лет», но при этом каждый летописец непременно добавлял что-то свое, дописывал и дополнял предыдущего автора тем, что, по его мнению, было необходимым. Однако такие сведения, добавленные в историческую канву человеком, живущим много позже тех древних событий, должны вызывать как минимум настороженное отношение.
Но вернемся непосредственно к описанию позднейших дополнений. В Псковском изводе XV века встречаем информацию о том, что на княжение были призваны три варяга в составе Аскольда, Дира и Рюрика. То есть, если верить этому свидетельству, то отчасти становится понятно, почему Рюрик при жизни не трогал своих соплеменников, не пытался отобрать у них киевский престол. Однако в целом сей факт скорее является ошибкой или домыслом позднейшего переписчика.
В других сводах можно увидеть упоминание о борьбе за власть в Новгороде, в результате которой некоторые приближенные Рюрика переметнулись к Аскольду, о смерти сына Аскольда в 872 году в битве с болгарами, о походах на славянские племена кривичей и полочан, а также на печенегов. При этом важно отметить, что события похода на Царьград в позднейших летописях относятся уже совершенно к иной дате, нежели чем в «Повести временных лет». Это косвенно свидетельствует как минимум о частичной недостоверности приводимых сведений.
Еще одно позднейшее упоминание об Аскольде и Дире находим в сочинениях Яна Длугоша, польского историка, жившего в XV веке. По его версии, это были коренные киевляне, потомки легендарного Кия. В дальнейшем такая версия была поддержана некоторыми советскими историками, такими как, например, А.А. Шахматов. Но нельзя не отметить, что и здесь закрадывается сомнение: версия Длугоши могла быть придумана для доказательства обоснованности претензий Польши на киевский престол. Если придерживаться такой трактовки, то поляки, как коренные жители и древние коренные правители, имели больше прав на власть в Киеве, нежели чем Рюриковичи, потомки «варяжского гостя».

Аскольдова могила: тогда и сейчас.

«Повесть временных лет» донесла до нас и места захоронения свергнутых и убитых князей. Несмотря на совместную кончину, похоронены они были в разных могилах. Дир – на месте, где впоследствии основан был Ирининский монастырь, а Аскольд – на урочище на правом берегу Днепра, на Угорской горе. В XV веке на этом месте был основан Пустынно-Николаевский монастырь. В XIX веке там была возведена Николаевская церковь в виде ротонды, превращенная в советское время в некое подобие павильона и восстановленная в наше время в первоначальном виде.
Что касается территории вокруг могилы, то еще с древнейших времен там существовало кладбище, которое в XVIII веке стало престижнейшим в городе. В советское время оно было уничтожено, и разбит был парк. Сейчас это городской парк «Аскольдова могила», а предполагаемое место захоронения Аскольда отмечено памятником.

Историческая достоверность личностей Аскольда и Дира: версии и домыслы

Наше повествование о легендарных древнерусских князьях было бы неполным, если бы мы не затронули тему достоверности их фигур в целом. Известно, что по этому поводу историками до сих пор ведутся жаркие споры. И если историчность Аскольда не вызывает сомнений, то про Дира нельзя сказать столь же однозначно. Каждый читающий «Повесть временных лет», отметит для себя вторичность, второстепенность фигуры Дира по сравнению с Аскольдом. Согласно источникам, он не предпринимал никаких самостоятельных действий, и даже имя его всегда упоминается только вместе с Аскольдом, и никогда – отдельно. В связи с этим возникла версия, что на самом деле Аскольд и Дир – это один человек, раздвоенный волей позднейшего летописца, не разобравшегося в прозвищах. Еще В.Н. Татищев писал о том, что, возможно, «Дир» — это русская транскрипция сарматского слова «тирар», что означает «пасынок». Из этого делается вывод, что Аскольд – пасынок, но не Рюрика, а его жены. Поэтому его судьба и была столь плачевной – после смерти отца некому было его защитить, когда вдова Рюрика пожелала расчистить дорогу к власти своему родному сыну Игорю. Данная версия достаточно спорна, однако она вполне имеет право на существование. Если придерживаться такой точки зрения, то становится также ясным, почему Рюрик так легко отпустил Аскольда в поход на Царьград, почему не преследовал за вроде бы самовольный захват власти в Киеве.
Иная версия о раздвоении первоначально одного человека обращается к скандинавскому происхождению имени Аскольд. Если написать его латиницей, то получится Haskuldr или Hoskuldr. Как видно, в обоих случаях имеется окончание «dr», которое вполне могло оформиться как имя собственное. Вспомним, что и «Повесть временных лет», самое раннее свидетельство об Аскольде и Дире, писалась в XII веке, то есть почти три столетия спустя, а значит, произошедшее уже успело основательно забыться. Некоторые историки, полагающие, что Аскольд – потомок Кия, заявляют о славянском происхождении имени. Есть также версия, что оно образовалось от древнего самоназвания племени скифов – сколоты.
Корме того, Аскольд и Дир, как личности весьма загадочные, о которых известно крайне мало, породили большое количество различных версий у историков. Например, советский и российский археолог и исследователь славянской культуры Б.А. Рыбаков полагал, что существовало некое «аскольдово летописание» составленное из записей христиан во времена княжения Аскольда. Оно якобы и легло в основу «Повести временных лет» и других позднейших дошедших до нашего времени исторических источников. Такая версия нашла поддержку у некоторых советских и российских историков, однако все же большинство ученых признают ее вымышленной и мистифицированной.

В современное время

Сейчас, по прошествии многих сотен лет, Аскольд и Дир видятся нам невинными жертвами, наличия которых всегда требует установление государственности и единой власти. Фигуры легендарных князей обрели отчасти романтический, отчасти мученический ореол. Если принимать на веру версию о принятии ими христианства, то они представляются обогнавшими время, людьми, уже тогда осознавшими важность единобожия для укрепления государственного строя. Русь в целом придет к этому много позже лишь при внуке Игоря, ради которого и были убиты киевские соправители.
Судьба Аскольда и Дира частично отражена в фильме 2008 года «Сага о викингах». Также нельзя не упомянуть и оперу А.Н. Верстовского «Аскольдова могила», написанную в 1835 году на основе романа М. Загоскина. Ни в романе, ни в либретто оперы, правда, нет ни слова о самом князе, но действие происходит в Древней Руси, во времена Святослава, главный герой – предполагаемый потомок, правнук Аскольда, Всеслав, а кульминационные моменты действия происходят как раз на могиле его прадеда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: