Осада ахульго, почетный плен. Судьба имама Шамиля и его семьи

Шамиль – лидер кавказских горцев, имам теократического государства. Эта загадочная личность до сих пор привлекает внимание историков и исследователей. Каков был его характер? Почему его войска потерпели поражение и, наконец, почему Николай I сохранил ему жизнь? Обо всем этом поговорим в нашей статье.

Причины кавказкой войны

Для начала разберемся, каковы же были причины военного конфликта на Кавказе? Одной из важнейших причин было стремление российских императоров обезопасить южные рубежи страны. При этом вольнолюбивые горцы отнюдь не стремились переходить под владычество России. Разумеется, причиной является и в целом колониальная политика нашей страны в тот период – постоянный захват новых земель, подчинение новых территорий – все это укрепляло статус империи во всем мире.

Также косвенной причиной стало вхождение в состав России Грузии в 1801 году. Империи было необходимо как можно прочнее «вписать» новую территорию в свои границы, поскольку на тот момент Грузия была отделена от России территориями разнообразных кавказских народов.

В начале XIX века Кавказ формально вошел в состав империи. Однако русское правительство не вникло в особенности менталитета населения. А особенности были таковы: договор мусульманской страны с неверными всегда можно разорвать в одностороннем порядке, если этот договор невыгоден или вреден для государства.
Таким образом, в основе Кавказской войны лежал конфликт разных цивилизаций.

До сих пор историки спорят о дате начала и окончания Кавказской войны. Напряженность здесь существовала всегда, что позволяет некоторым делать заявления даже о 400-летнем непрекращающемся конфликте. Но в отечественной историографии приняты даты 1817-1837 гг. В эти годы решался вопрос о полном вхождении Северного Кавказа в состав России.

До 1816 года правительство еще вело достаточно мягкую политику, надеясь решить вопрос мирным путем. Начало Кавказской войны традиционно связывается с именем генерала А.П. Ермолова, назначенного в этом году командующим Отдельным Грузинским корпусом.

Генерал А.П. Ермолов
Генерал А.П. Ермолов

Шамиль: личность

Будущий предводитель горцев с детства проявлял лидерские черты характера, был горд и властолюбив. Также отмечают его невиданную храбрость.
В юности Шамиль получил неплохое образование, особенно по тем временам. Его учителями были Гази-Мухаммад, ставший впоследствии первым имамом Дагестана и Джамалуддин, шейх, духовный и общественный деятель. В 20 годам Шамиль знал в совершенстве арабский язык, изучил законоведение и философию.
Однако вскоре молодой горец оставил учение – его манило военное поприще. Учитель Гази-Мухаммад распространял по Кавказу новое учение –«Мюридизм». В 1832 году первый Гази-Мухаммад погиб, нового предводителя вскоре убили заговорщики, и в 1834 году Шамиль избирается имамом.

Знавшие Шамиля отзывались о нем как о мудром и рассудительном предводителе. Он не проявлял излишней жестокости, его войско было многонациональным, и ко всем народностям относились одинаково. Любопытно, что в рядах воинов имама были и русские. К горцам перебегали и простые солдаты, не выдержавшие тягот рекрутской службы.

Зачастую они меняли вероисповедание и обзаводились семьями. Из русских состоял целый пехотный батальон количеством 700 человек. Многие из них до конца были верны имаму.

Также дружеские отношения связывали воинов Шамиля с местными казаками, которые порой переходили на сторону имама целыми семьями. При этом преследований за вероисповедание не было – тот, кто желал оставаться христианином, оставался им и спокойно отправлял свои обряды. Так, у казаков-раскольников в стане был даже личный священник.

Известно также, что Шамиль снисходительно относился к пленным. Когда уже сам имам находился в почетном плену у русских, многие бывшие пленные приезжали к нему и изъявляли свое почтение, отзываясь о нем как о человеке справедливом и не жестоком.

Личная жизнь Шамиля

Интересно рассмотреть также и личную жизнь легендарного предводителя горцев. Всего на протяжении жизни у Шамиля было восемь жен. Старшей женой сначала была Патимат, первая супруга имама. После ее смерти главной стала Загидат, дочь Джамалутдина, учителя имама. А самой любимой была Шуайнат. О ней стоит рассказать поподробнее.

Шуайнат
Шуайнат
Заидат
Заидат

Любимую жену Шамиля изначально звали Анной Ивановной Улухановой Она была армянкой по происхождению, и ее взял в плен ближайший сподвижник имама генерал Ахбердил Мухаммед. Впоследствии Шамиль разрешил девушке вернуться в отеческий дом, но она сама предпочла, приняв ислам, остаться подле имама.

Анна-Шуайнат единственная из всех имела право посещать супруга во время военных действий. Как-то по дороге братья Анны захватили ее в плен и вернули к отцу. Но девушка просилась обратно, к мужу. Узнав о похищении, Шамиль отправил родственникам жены богатые подношения, а позже приехал сам. Купец Улуханов, видя, что его дочь нашла свое счастье, отпустил возлюбленных с миром.

Интересно, что Шамиль не любил роскоши, сам жил и одевался скромно – и женам запрещал излишне украшать себя. Поэтому женщины носили богатые одежды, только когда супруга не бывало дома.

Выдача сына Шамиля

Первым ребенком имама был сын Джамалуддин, родившийся в 1829 году. Во время тяжелой осады Ахульго в 1839 году генерал-лейтенант Граббе выдвинул условие осажденному Шамилю. Тот должен был выдать своего сына в качестве демонстрации полной капитуляции. Сначала предводитель горцев не желал подчиняться такому требованию, предлагая русским взять в заложники его родственников, а также обещая освободить имевшихся у него пленных. Но генерал был непреклонен.

В итоге после очередного штурма Шамиль выкинул белый флаг и отослал в стан русских своего сына Джамалутдина с его воспитателем Юнусом. Мальчику было 9 лет. После этого Граббе стал настаивать на сдаче самого Шамиля, но тот, словесно подтвердив свою покорность, все же отказался появляться в лагере.

В итоге русские начали новый штурм, во время которого погибли сестра Шамиля, одна из его жен и грудной сын Саид. Но самому имаму и остальным членам его семьи удалось сбежать.

Джамалуддин же был доставлен в Россию, причем опеку над ним принял лично Николай I. Император решил отдать мальчика в кадетский корпус. Шамиль, узнав об этом, был крайне разгневан – он увидел в действиях русского царя насмешку над собой – его сына готовили к карьере русского офицера.

Джамалуддин
Джамалуддин

Мальчик оказался очень способным, он быстро выучил русский, а также французский и немецкий языки, проявлял интерес к науке, особенно ему нравилось решать математические задачи. Любил Джамалуддин и потанцевать, был гибким и с удовольствием занимался гимнастикой.

В 1849 году 20-летний парень попал в Торжок – там базировался его полк. Здесь он встретил свою любовь – Елизавету Оленину. Девушке было всего 17 лет, и она быстро ответила молодому человеку взаимностью. Стали готовиться к свадьбе, сам Николай I пообещал Джамалуддину стать его посаженным отцом. Сын Шамиля был готов даже поменять вероисповедание – по свидетельству родных невесты, православие ему было ближе по духу, нежели ислам.

Но эти радужные планы были разом перечеркнуты… Надо сказать, что имам не раз пытался вернуть своего первенца, предлагая русскому правительству обмен пленными. Но Николай каждый раз отказывал. Однако когда заложницами стали представительницы княжеских родов – княгини Анна Чавчавадзе и Варвара Орбелиани, положение стало непростым…

Император поначалу не хотел отдавать Джамалуддина, но его об этом просили князья Чавчавадзе и Орбелиани. Приближенные советники уверяли, что возвращение Шамилю сына пойдет на пользу русскому правительству, так как он имеет прорусские взгляды и сможет уговорить отца на перемирие.

В итоге Николай вызвал к себе Джамалуддина и в личной беседе спросил у него: желает ли он возвращаться к отцу? Парень долго сомневался, потому что знал – в случае отказа Шамиль отречется от него навсегда. Наконец он все же предпочел вернуться на родину. Поехав на Кавказ, Джамалуддин взял с собой только книги, географические атласы и чертежную готовальню.

Встреча отца и сына была трогательной… Шамиль едва сдерживал слезы… Рады были и братья Джамалуддина – Гази-Мухаммад и Мухаммад-Шапи. Сразу по приезде парень задумал приняться за научную работу – решил перевести Коран на аварский язык. Но отец был недоволен таким решением, полагая, что война – это главная задача его наследника.

Тогда Джамалуддин отправился с отцом на смотр войск и высказал крайнее неудовлетворение их состоянием. Сын рассказал отцу об организации русских военных подразделений, часто хвалил русские порядки.

По первому времени Джамалуддин имел некоторое влияние на Шамиля, ему даже удалось склонить его в сторону большей симпатии русским. Но вскоре после назначения наместником на Кавказе князя Михаила Барятинского политика с российской стороны резко поменялась в сторону ужесточения мер. И имам отдалился от своего сына, подверг его опале, желая «выбить» из него прорусские настроения.

Тогда Джамалуддин совсем пал духом, он старался поддерживать переписку со своей возлюбленной – но письма не доходили до адресата, их перехватывал Шамиль, ему была неприятна сама мысль о том, что его сын женится на русской девушке. Сама Елизавета тоже писала нареченному жениху – но также тщетно. Все это ввергло молодого парня в состояние тяжелой депрессии – он уже жалел о содеянном… Увидев подавленное состояние первенца, имам сжалился и женил его на дочери своего сподвижника. Но и свадьба не спасла – Джамалуддин угасал на глазах. Вдобавок он заразился туберкулезом.

Шамиль приложил все усилия, даже вызвал русского доктора (местные лекари отказывались помогать, сознавая свое бессилие). Но и это не помогло, ведь чахотка тогда считалась неизлечимой… В июне 1858 года Джамалуддин скончался. Сын Шамиля так и не был понят своим отцом и остался горцем с русской душой и печальной судьбой.

Пленение Шамиля

Всего через год после смерти сына предводитель горцев сам оказался в плену у русских. Заключение Парижского мира позволило России в полной мере сосредоточиться на Кавказской войне. В результате к 1859 году Шамиль оказался зажатым в тиски и бежал в дагестанский аул Гуниб.
25 августа он сдался в плен на почетных условиях. Любопытно, что сдаться Шамиля принудили его же сыновья – Гази-Мухаммад и Мухаммад-Шапи. Имам был уверен, что нужно продолжать военные действия, но сыновья заняли твердую позицию и заявили: они пойдут сдаваться русским, а если отец хочет продолжать войну, пусть дерется один. В итоге Шамилю пришлось уступить.

При сдаче князем Барятинским были подтверждены гарантии безопасности для Шамиля и его семьи. После кратких переговоров предводителю сообщили, что ему необходимо будет поехать в Петербург для представления императору.

Почему же император не казнил Шамиля, не заточил его в темницу? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Во-первых, имам был достаточно известен и за рубежом, и его казнь могла бы подпортить имидж России. Во-вторых, Александр II меньше всего хотел делать из Шамиля мученика, пострадавшего за свободу. Живущий в почетном плену в роскошных по тем временам условиях имам уже не подходил на роль народного героя… В-третьих, Шамиль сдался добровольно, а не был захвачен в плен с боем. Милостивое обращение с ним императора должно было убедить остальных восставших – если они сдадутся, то им ничего не будет.

Кроме того, Александр, только что пришедший к власти, должен был показать свою мудрость и рассудительность, свою лояльность ко всему населению страны независимо от национальности. Ведь Северный Кавказ в итоге вошел в состав Российской Империи.

Жизнь в почетном плену

После приема в столице империи Шамиля отправили на постоянное жительство в Калугу. Ему было определено содержание – 15 тысяч рублей в год, что по тем временам было достаточно много. Аренда особняка также оплачивалась из государственной казны.

Дом Шамиля в Калуге. Современный вид
Дом Шамиля в Калуге. Современный вид

Всего в Калуге Шамиль провел девять лет. Он вел активную жизнь – посещал театр, бывал на светских приемах, также охотно принимал гостей у себя. Даже вдовы убитых на Кавказской войне офицеров признавали, что имам был хорошим человеком и интересным собеседником.
Необходимо заметить, что Шамиль был поражен русским гостеприимством. Он не ожидал, что его, врага, столько лет воевавшего против России, примут с таким радушием. В последние годы жизни он изменил мнение о русских и России. На седьмом году жизни в Калуге имам по собственному желанию принес присягу на верность российскому императору.

Экспозиция в доме-музее Шамиля в Калуге
Экспозиция в доме-музее Шамиля в Калуге

Несмотря на то, что сам Шамиль достаточно часто посещал светские мероприятия, ходил в гости, его жены, согласно традиции, почти не покидали особняк, а лишь прогуливались в небольшом саду и изредка по вечерам выезжали в закрытой коляске.

На лето вся семья имама выезжала на дачу. Изредка почетного пленника приглашал к себе император – в общей сложности Шамиль приезжал к нему три раза. В 1869 году ему было пожаловано почетное дворянство.

Незадолго до кончины имама перевели в Киев по личному распоряжению императора. Такое решение было связано с тем, что калужский климат неблагоприятно сказывался на здоровье старика. Однако заветной мечтой Шамиля оставалось желание посетить Мекку, совершить паломничество (хадж). Он просил об этом еще в 1861 году, но тогда получил отказ. В 1869 году император согласился отпустить имама в путешествие.

После совершения паломничества Шамиль решил посетить Медину, где и скончался в 1871 году.

Потомки Шамиля

Сыновья Шамиля сделали неплохую карьеру. Гази-Мухаммад, отправившийся с отцом в паломничество, похоронив имама, вернулся в Киев. Он попросил у императора разрешения выехать в Турцию, где в то время находилась семья Шамиля. Также он выпросил у правительства пенсию отца в размере 15 тысяч рублей. Выехав в Турцию, вопреки обещанию возвратиться, Гази-Мухаммад поступил на службу в турецкую армию. Возглавлял кавалерийскую бригаду из горцев во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Впоследствии в результате дворцовых интриг был отстранен султаном и отправлен в ссылку, скончался в 1902 году.

Имам Шамиль с сыновьями
Имам Шамиль с сыновьями

Второй сын Шамиля Мухаммад-Шапи, напротив, остался в России, поступил на военную службу, дослужился до генерал-майора. В последние годы проживал в Казани. Его дочери вышли замуж за Магомеда-Али Дахадаева, большевика, активного сторонника установления в Дагестане советской власти.

Дом сына Шамиля в Казани. Современный вид
Дом сына Шамиля в Казани. Современный вид

Третий сын Шамиля Мухаммад-Камиль родился уже в Калуге. Он поехал с отцом в паломничество и остался в Турции навсегда. Дожил до 1951 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: