Павел Луспекаев «Таможенник Верещагин»: человек несгибаемой воли

Он запомнился последующим поколениям только одной ролью… Зато какой! Наверное, нет человека, который при просмотре фильма «Белое солнце пустыни» не сопереживал бы таможеннику Верещагину, не надеялся каждый раз – а вдруг он выживет? Вдруг баркас не взорвется? Такого эффекта удалось достичь благодаря поистине гениальной игре актера Павла Луспекаева.

Ранние годы

Родился Павел 20 апреля 1927 года в городе Луганске. Настоящая фамилия его отца была Луспекян – он происходил из нахичеванских армян. Мать – Серафима Авраамовна – донская казачка. Богдасар (Борис) Гукасович работал мясником и характер имел горячий, нередко напивался и поколачивал жену на глазах сына. Маленький Паша, как мог, пытался утешить мать, а отца недолюбливал и побаивался. Однако многое унаследовал от него – например, взрывной характер.

В начале 1940-х парень поступил в ремесленное училище, подрабатывал слесарем. В 1943-м в возрасте шестнадцати лет ушел на фронт добровольцем, попал в партизанский отряд и неоднократной участвовал в боях. Был тяжело ранен (пуля раздробила локтевой сустав). Павла направили в госпиталь и стали готовить к ампутации. Юноша был в полубессознательном состоянии, однако в нужный момент усилием воли заставил себя проснуться. Увидев, что находится на операционном столе, он взял с хирурга слово, что тот сохранит ему руку. Врач пообещал, и руку действительно удалось спасти. После восстановления молодого человека определили на штабную службу, а в 1944 году он демобилизовался. Уже в ранней молодости дала о себе знать непреодолимая сила воли Луспекаева…

Попадание в театр. Учеба

После госпиталя Павел совершенно случайно попал по объявлению в луганский филармонический хор. Там обратили внимание на отличный слух и неплохой голос новичка. Вскоре ему предложили эпизодическую роль в местном театре и за короткое время парень, не имевший специального образования, дослужился до актера третьей категории. Начальство решило, что талантливый самородок пропадать не должен – и направило его учиться в Москву, снабдив рекомендательными письмами. Правда, ими гордый Луспекаев так и не воспользовался.

На вступительных экзаменах в Щепкинское училище юноша читал басню «Ворона и лисица». Павел не знал, как лучше сделать и решил сполна показать свои актерские способности – каждую фразу снабжал выразительными жестами. Например, после слов «Вороне где-то бог послал кусочек сыра» он показывал его руками, изображал, как лиса вертит хвостом и шевелит ушами. Комиссия просто хваталась от смеха за животики: «Достаточно!». Способный парень понравился всем. Один из профессоров обратил внимание на его руки – они были перебинтованы. Попросили показать – а там наколки! Письменное тестирование Луспекаев провалил, но все равно в итоге был принят – очень уж понравился он мэтру, народному артисту К.А. Зубову. Тот взял Павла на свой курс. А татуировки Паша на следующий день пошел сводить. Скрипя зубами, терпел боль – но до конца избавиться от «письмен» так и не удалось. В дальнейшем пришлось гримироваться.

Учился молодой студент на «отлично», особенно педагоги отмечали его актерское мастерство.

В училище Луспекаев познакомился со студенткой Инессой Кирилловой. Красивой , высокой, подтянутой девушке прочили сценический успех, но она, приняв предложение однокурсника, практически полностью посвятила себя семье. У пары родилась дочь Лариса.

Кино и театр

В 1950 году Павел заканчивает училище и с семьей переезжает по распределению в Тбилиси. В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев, а затем – в Ленинград. Павла приглашают в легендарный БДТ. Актер был занят в спектаклях «Иркутская история», «Варвары», «Пять вечеров», «Не склонившие головы». В последнем он играл с Ефимом Копеляном – и все отмечали их потрясающий актерский дуэт. Спектакль быстро стал популярным, о Луспекаеве заговорили как о большом таланте.

Однажды игру Павла Борисовича на сцене БДТ увидел приехавший в СССР с визитом знаменитый актер и режиссер Лоуренс Оливье. Он был потрясен одаренностью артиста и заявил: «Вот этот актер поистине гениален! Но я не могу выговорить его фамилию, извините…»

С Е. Копеляном в спектакле «Не склонившие головы»
С Е. Копеляном в спектакле «Не склонившие головы»

Параллельно артист снимается в кино – в основном в ролях второго плана: «Тайна двух океанов», «Балтийское небо». В 1962 году во время съемок картины «Капроновые сети» дала о себе знать старая фронтовая травма: как-то во время разведывательной вылазки ему пришлось четыре часа

неподвижно пролежать на снегу. Сильное обморожение вскоре дало о себе знать – ноги с тех пор постоянно беспокоили Луспекаева. Но в тот роковой год случился кризис, и артист надолго попал в больницу: ему сделали операцию на носоглотке и на ступнях (удалили несколько фаланг пальцев). В 1965 году ему присвоили пенсию по инвалидности, и в 1967-м Павел Богдасарович окончательно покинул театр, при этом продолжая периодически сниматься в кино. Одна из запоминающихся ролей этого периода – Косталмед в фильме «Республика ШКИД».

Борьба с болезнью

Разумеется, болезнь продолжала давать о себе знать. Актер периодически лежал в больницах. В 1966 году состояние ухудшилось, и врачи настаивали на ампутации ног до колен. Однако это означало бы полный конец карьеры. Луспекаев просит о компромиссе – удалении пальцев ног. После этого его стали мучить ужаснейшие фантомные боли, и врачи прописали принимать пантопон – по сути, болеутоляющий наркотик. Как это часто бывает, Павел стал привыкать к лекарству. Он вообще не любил зависеть от чего-либо. Имел пристрастие к алкоголю и курению, но постоянно с этим боролся. Осознав, что доза доходит уже до шести ампул в день, Луспекаев твердо решил: надо бросать. Это стоило ему неимоверных усилий: неделю артист провел почти в полубессознательном состоянии, ничего не ел. О его бедственном положении узнала министр культуры Екатерина Фурцева и распорядилась достать заграничные лекарства, а также протезы. Благодаря новым медикаментам, зависимость постепенно стала отступать. Павел Борисович вел дневник, где отмечал в том числе и каждый новый день, прожитый им без наркотика. Вскоре роковая потребность отступила – но не болезнь…

«Белое солнце пустыни»

В 1968 году стартовали съемки легендарного фильма «Белое солнце пустыни». Поначалу роль таможенника Верещагина была практически эпизодической. Но изголодавшийся по работе актер предложил столько идей, сумел так продумать и раскрыть своего персонажа, что роль превратилась почти что в главную – герой Луспекаева встал вровень с Суховым.

Ноги постоянно давали о себе знать: здоровье опять ухудшилось, и верная жена постоянно носила за актером складной стульчик, ведь каждая минута, проведенная на ногах, причиняла Павлу невыносимую боль… Видя мучения артиста, режиссер Владимир Мотыль предложил поставить Верещагина на костыли – тем более, что это не противоречило бы общему рисунку роли. Но Луспекаев отказался, заявив: «Тогда гибель моего героя не будет столь трагичной – зрители подумают: калека – туда ему и дорога». Он хотел воплотить на экране образ сильного, здорового, мощного человека, некого Ильи Муромца, гибнущего в расцвете сил.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Для того, чтобы было удобнее ходить, Павел сам разработал конструкцию будущих протезов. Специальные металлические упоры должны были вставляться в сапоги Верещагина – так актер смог передвигаться самостоятельно.

Фильм быстро стал популярным в народе, фразы из него растащили на цитаты. На актера обрушилась всесоюзная слава, его стали приглашать в картины на главные роли (ранее режиссеры считали Луспекаева более театральным, нежели чем кино-актером, и с приглашениями не спешили), однако из-за болезни Павел не смог принять все предложения. Он снялся еще в нескольких фильмах, но картины уже такого успеха не имели.

Смерть

Скончался Павел Луспекаев 17 апреля 1970 года в Москве в гостинице «Минск». Родной театр – БДТ – отказался заниматься организацией похорон, сославшись на то, что, дескать, официально актер у них уже не работает. Тогда подключился «Ленфильм». Тело артиста перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище. Кончина Луспекаева совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, поэтому похороны прошли скромно и незаметно, организаторы даже не сразу определились, где лучше провести гражданскую панихиду.

На могиле Павла Богдасаровича стоит памятник, возведенный петербургскими таможенниками, ведь его герой Верещагин стал поистине символом неподкупного и честного представителя этой профессии. Жена Луспекаева до пенсии проработала в БДТ, умерла в 1988 году и похоронена с мужем.

Монумент на могиле П. Луспекаева
Монумент на могиле П. Луспекаева

У дочери Ларисы двое детей – Дарья и Александр. Дарья закончила Российскую таможенную академию и трудится на Пулковской таможне. Можно сказать, что так она продолжила дело своего великого деда

Лариса Солнцева (Луспекаева)
Лариса Солнцева (Луспекаева)

Характер

Все друзья и знакомые Павла Луспекаева в один голос говорят, что характер у него был непростой. Он был взрывным, вспыльчивым и в тоже время ранимым человеком, не терпел обид.

Луспекаев никогда не был человеком богатым, скорее наоборот, зачастую его мучило безденежье. Но когда средства и появлялись, он не мог откладывать, копить – сразу же тратил направо и налево.

Несмотря на теплые отношения с женой Инессой, Павел был очень влюбчив. Он обладал несомненным мужским обаянием и всегда добивался у женщин взаимности. Увидев как-то в 1957 году на экране признанную красавицу того времени актрису Аллу Ларионову (в фильме «Анна на шее»), он дождался, когда та приедет в Ленинград с гастролями, пошел к ней в гостиничный номер и… пропал на три дня. Были у актера и другие увлечения – например, незадолго до приглашения на съемки «Белого солнца» Павел увлекся молодой актрисой Татьяной Ткач. Большинство зрителей знают ее по более поздней роли – любовницы Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя».

Когда Мотыль предложил артисту роль Верещагина, Луспекаев поставил условие: обязательно взять в фильм Татьяну. В итоге девушке дали эпизодическую роль старшей жены Абдуллы. Супруга Инесса относилась к увлечениям мужа снисходительно, понимая: творческому человеку нужна отдушина. Она даже сама по просьбе Павла приглашала «соперницу» в их гостиничный номер.

татьяна ткач
татьяна ткач

При этом дочь Лариса отмечает, что отец был очень добрым и чутким, любил людей, умел прощать. Ему не была свойственна раздражительность, мелочность – Луспекаев был человеком широкой души.

При жизни Павел Борисович удостоился лишь звания «Заслуженный артист РСФСР». В 1998 году ему посмертно была присуждена Государственная премия Российской Федерации – за роль в фильме «Белое солнце пустыни»

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: