Под запретом Уголовным Кодексом РФ, но не законами гор. Как в Чечне действует принцип кровной мести?


Кажущийся нам диким обычай кровной мести у чеченцев на самом деле не лишен практического смысла. Если отбросить эмоциональную сторону вопроса, то подобный механизм предназначен, прежде всего, для сохранения жизни людей, а также внушения им ответственности за свои действия.

По-итальянски кровная месть называется «вендетта», по-чеченски — «чир», дословно “кровь за кровь”. Никакого отношения к исламу этот обычай не имеет, потому что возник он задолго до его распространения на Кавказе. В те стародавние времена предки нынешних чеченцев, вайнахи, для поддержания порядка и безопасности в своем сообществе опирались на свод неписаных законы (адат).

Главным поводом для кровной мести, как правило, являлось убийство, реже оскорбление. Убийство могло произойти намеренно или нет, разбираться в те времена с этим было недосуг, но человек в любом случае должен был ответить за совершенное. Говорят, нередко его отпускали с миром, проявив великодушие.

Однако, во времена Шамиля появились нововведения, и теперь пострадавшая сторона могла не ограничиваться спросом за содеянное исключительно с провинившегося, а выбрать кого-то из его ближайших родственников, чья кровь должна пролиться в ответ. Нередко, чтобы отомстить особо изощренно, выбирался самый достопочтимый член семьи убийцы.

После того, как был установлен факт преступления, старейшины тейпа собирались для принятия решение о степени виновности подозреваемого. С того момента, как его причастность к убийству была признана, и близкие родственники преступника оповещались о желании потерпевшей стороны отмстить, тогда закон “кровь за кровь” вступает в силу .

Если оказывалось, что преступление совершено непреднамеренно, виновник мог отделаться выкупом, заплатив определенную сумму денег семье погибшего, или взять на себя обязательства заботиться о ней. Показателем высшего благородства со стороны потерпевших считается отказ от выкупа и содержания, т.е. прощение кровного врага своего.
Однако, случайность случайности рознь. Если выяснялось, что непреднамеренное убийство произошло лицом в состоянии алкогольного опьянения, то до проявления благородства дело могло и не дойти, и в ответ кровь убийцы или его близких все-таки должна была пролиться.

В деле кровной мести существовало правило не привлекать к ответу за грехи преступника беззащитных, коими считались женщины, дети, старики или больные родственники. Жизнь женщины оценивалась очень высоко, и за ее убийство расплачивались своей жизнью двое мужчин со стороны преступника.

Мстить имели право только родственники погибшего, т.е. люди одной крови. Если человек приходился жертве просто другом, то его месть расценивалась как убийство, и решение о наказании за содеянное принималось по другим законам.

Далее, согласно обряду, семья, которой объявлен чир, была обязана в короткие сроки собраться и покинуть местность. И так, на протяжении отпущенного потерпевшей стороной срока, убийца находился в ожидании расплаты за свой грех. Когда это может произойти, он не знал, отчего такого рода наказание казалось еще острее. Как известно, срока давности кровная месть не имеет.

Другой вариант разрешения ситуации “кровь за кровь” мог выглядеть более позитивно. В таком случае потерпевшая сторона имела право пойти на примирение. Допускался ход такого варианта событий только через год, убийца со своей семьей на протяжении всего этого времени должен был быть в изгнании.

Примирение также проходило по определенному сценарию, согласно традиции. Обе стороны конфликта собирались в обозначенном ранее месте. Для этой церемонии участники надевали темную одежду, покрывали голову, и во время встречи враждующие не должны были смотреть в глаза друг другу. Затем родственник жертвы должен был побрить провинившегося. Таким образом, ему давался последний шанс поквитаться. Если он удержался и не перерезал горло убийце во время этой опасной процедуры, то, можно сказать, прощение состоялось.

Бывали случаи, когда нет никаких доказательств причастности подозреваемого к убийству, а сам он категорически не признавал себя виновным. Для такой ситуации была предусмотрена клятва о своей безгрешности на Коране при большом количестве свидетелей. И если оказывалось, что человек все-таки солгал, то решение о невиновности аннулировалось.

В Италии соблюдение правил вендетты сошло на нет в начале ХХ в. В Чечне же традиция расправы с врагом своим оказалась более живуча, а события двух последних войн и вовсе подстегнули интерес к древнему обычаю. Это привело к небывалому росту преступлений, совершение которых оправдывалось традициями, но по сути своей ничего общего с ними не имело. В 2010 году глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров в принудительном порядке принялся мирить враждующие стороны, и, если верить официальной информации, на сегодняшний день количество людей, находящихся в состоянии кровной вражды, сведено к минимуму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: