Правда ли Александр I инсценировал свою смерть и стал старцем Фёдором?

В XIX веке в Сибири жил отшельник-богомолец по имени Фёдор Кузьмич. Ещё при его жизни стали ходить слухи, что старец — никто иной как бывший император Александр I, инсценировавший свою смерть и оставивший трон на брата Николая, чтобы посвятить остаток жизни замаливанию грехов. «Улик» в пользу данной теории действительно много.

Загадочная смерть Александра I

По свидетельствам современников, в последние два года своего правления Александр всё меньше интересовался государственными делами и всё больше впадал в уныние и апатию. Причиной подавленного состояния государя часто считают муки совести за соучастие в убийстве отца — императора Павла I (судя по всему, молодой Александр как минимум был в курсе заговора против отца и никак не препятствовал готовящемуся цареубийству).

Уже за год до смерти Александра I — в 1824 году — ходили слухи, что он хочет отречься от престола. Депрессивное состояние государя развеивалось только в поездках по России, которые он совершал довольно часто. Так, летом 1824 года он посетил Пензу, Тамбов, Самару, Симбирск, Уфу, Пермь, Екатеринбург и Вологду. По словам спутников, во время путешествия император впервые за долгое время был бодр и с интересом осматривал местные больницы, тюрьмы и заводы.

Кроме того, современники и исследователи отмечали набожность Александра I, которая прогрессировала с годами. Так, царский лейб-хирург Дмитрий Тарасов писал:

«Император был очень религиозен и истинный христианин. Вечерние и утренние свои молитвы совершал на коленях и продолжительно, от чего у него наверху берца у обеих ног образовалось очень обширное омозоление общих покровов, которое у него оставалось до его кончины».
В 1825 году Александр I вместе с супругой отправился в Таганрог, а оттуда совершил короткую поездку в Крым. Там он простудился, вернулся в Таганрог с лихорадкой и вскоре скончался — в возрасте 47 лет.

Смерть ещё довольно молодого государя, никогда не отличавшегося слабым здоровьем, выглядела подозрительно. Ещё более подозрительными казались дальнейшие события: то, что супруга покойного императора не пришла на панихиду, а также то, что, по словам свидетелей, тело на смертном одре было не очень похоже на Александра.

Впоследствии бросалось в глаза ещё одно обстоятельство. 5 ноября 1825 года (в день, когда заболевший император вернулся из Крыма в Таганрог) наиболее приближённые к нему люди — его жена, его друг генерал-адъютант Пётр Волконский и лейб-медик Яков Виллие — одновременно начали вести дневники, где записывали ход болезни императора. Все трое окончили свои записи почти одновременно: императрица — 11 ноября, Волконский и Виллие — 19 ноября, в день смерти Александра. При этом 5 ноября болезнь императора ещё выглядела как обычная простуда и не вызывала ни у кого сильной тревоги — так что единодушие, с которым все трое одновременно взялись за перо, выглядит странно. Некоторые исследователи высказывали догадки, что никакой болезни не было, а ближайшие друзья государя состояли с ним в заговоре. Своими дневниками они якобы хотели создать единую версию течения болезни, а также лишний раз засвидетельствовать смерть государя для общественности.

Похороны императора состоялись в марте 1826 года, когда забальзамированное тело Александра привезли в Петербург.

Загадочный Фёдор Кузьмич

Старец Фёдор Кузьмич впервые появляется в письменных источниках в 1837 году по приезду в Сибирь. Известно, что он какое-то время переезжал с места на место, зарабатывая на хлеб обучением детей грамоте и ведя при этом полуотшельнический образ жизни. Он пользовался уважением окрестного населения, которое считало его праведником. В 1859 году он поселился в доме у томского купца Семёна Хромова, который предоставил старцу отдельную скромную комнатку. Здесь Фёдор Кузьмич и прожил вплоть до своей кончины в 1864 году.

Местному населению было очевидно, что старец имеет явно благородное происхождение: по словам свидетелей, у него была грамотная красивая речь, он владел французским языком и состоял с кем-то в активной переписке. Кроме того, Фёдор Кузьмич иногда рассказывал о подробностях петербургской жизни или о военных действиях 1812 года. Однако на вопросы о своём настоящем имени или происхождении Фёдор Кузьмич никогда не отвечал.

По словам дочери купца Хромова, Анны, старца однажды навестили «молодая барыня и офицер в гусарской форме, высокого роста, очень красивый и похожий на […] наследника Александра Николаевича» (Александра II). Сцену прощания старца с гостями Анна описывала так:

«Старец проводил их довольно далеко, и, когда они прощались, мне показалось, что гусар поцеловал [старцу] руку, чего он никому не позволял».
Над кроватью в комнатке Фёдора Кузьмича висел маленький образок Александра Невского — именно этот провозглашённый святым правитель считался покровителем Александра I.

Слухи о том, что под маской Фёдора Кузьмича может скрываться бывший император, ходили уже в середине XIX века. Некоторые путешественники, видевшие Александра I, утверждали, что старец на него очень похож. К знаменитому отшельнику стали часто наведываться гости. Известно, что его посещал писатель Лев Николаевич Толстой — который, впрочем, не верил в версию о царском происхождении Фёдора Кузьмича.

Впоследствии историки обнаружили ещё больше интересных деталей. Так, стало известно, что могилу знаменитого старца в своё время посетили великий князь Алексей (сын Александра II) и цесаревич Николай (будущий император Николай II).

Наконец, в 2015 году графолог Светлана Семёнова обнародовала выводы экспертизы, согласно которой почерки Александра I и Фёдора Кузьмича принадлежат одному и тому же человеку.

Аргументы против теории

Впрочем, данные об идентичности почерков Александра и старца крайне противоречивы: в прошлом подобные графологические экспертизы проводились много раз, и некоторые, наоборот, устанавливали, что почерки принадлежат разным людям. Кроме того, у многих специалистов есть вопросы к методологии и авторитетности экспертизы, проведённой Светланой Семёновой.

Ещё один весомый аргумент против теории: собеседники часто отмечали в речи старца вкрапления типично южнорусских и малороссийских слов — что было бы странно для выросшего в Петербурге императора. Некоторые исследователи, впрочем, объясняют это тем, что старец во время своих скитаний вполне мог прожить какое-то время на юге страны и «понабраться» местных диалектизмов.

Наконец, многие биографы Александра I подчёркивают главное слабое место всех конспирологических теорий: инсценировка смерти императора и последующая подмена тела потребовала бы участия слишком многих людей. Крайне маловероятно, что все они стали бы до конца жизни хранить молчание.

Поставить точку в вопросе о личности Фёдора Кузьмича могла бы генетическая экспертиза, которая, однако, до сих пор не была проведена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: