Тайный порок Средних веков: что питало развитие проституции в самую религиозную эпоху истории

О том, насколько был распространен промысел «жриц любви» в средневековую эпоху, не писал только ленивый.

Церковные соборы грозили отлучением священникам, содержавшим притоны, а эпидемия сифилиса, вспыхнувшая в Италии, истребила целую армию. Возникает вопрос: откуда произрастали корни этого социального зла – в эпоху, ассоциирующуюся у нас с религиозным фанатизмом (что не так, но об этом в другой раз).

Так уж устроен рынок, что на любой спрос будет предложение, даже если спрос – аморален и даже криминален (наличие игорного и наркобизнесов, увы, горькое тому подтверждение). Средние века были эпохой, когда спрос на «живой товар» был особенно силен: значительное число мужчин не могло позволить себе такую роскошь как создание полноценной семьи.

Во-первых, это целая армия целибатных священников и монахов, значительная часть которых приняли обет не из глубоких религиозных убеждений.

Интересна печальная история ересиарха IX века Готшалька, отданного в монастырь в детстве родителями в качестве жертвы. Известна трагическая судьба Абеляра, оскопленного ревнивыми родственниками возлюбленной и вынужденного против воли всю жизнь провести в монастыре. Многие вступали в монастырь, чтобы спастись от проблем мятежного средневекового мира, но, как следствие не хранили насильно взятого на себя обета. С такими «монахами» встретился уже упомянутый Абеляр в одном диком монастыре Бретани:

«Монахи настоятельно просили меня удовлетворить их повседневные нужды, но не имели никакого общего имущества, за счет которого я мог бы им помочь: каждый из монахов содержал сам себя, своих наложниц, сыновей и дочерей за счет средств, бывших некогда его собственными. Монахи радовались, когда видели, что от этого я испытываю тревогу, сами же крали и тащили все, что могли, стремясь, если я не справлюсь с управлением ими, заставить меня либо ослабить дисциплину, либо — совсем от них уйти».

Насильственное внедрение целибата среди священства в результате гильдебрандовых реформ ещё ухудшило положение. Собор за собором осуждает конкубинат священников со своими служанками, но само по себе частое повторение этих осуждений говорило лишь о том, что решения не исполнялись. Между прочим, по этой причине целибат священников запретили в средневековой Руси, во второй половине XV века. Несмотря на сильный протест вдовых священников «добровольно-принудительно» заставляли постригаться в иеромонахи.

Знатные священники нанимали за плату бедных священников в качестве наемных викариев (служили в их приходах за жалованье, а все доходы получал владелец). Такие и жениться не могли и обет, естественно, не соблюдали.

Вторым значительным слоем был класс «вечных подмастерьев» — самой, пожалуй, бесправной категории городского плебса.

Если в более раннюю эпоху подмастерье мог выучиться на мастера и завести свое дело, то со временем титул мастера стал передаваться по наследству, что лишило массу молодых парней возможности стать полноценными гражданами. Имея жалкий угол в доме у мастера, они не могли и надеяться на свой дом, свою семью, обретая минутное счастье за деньги.

В деревне к таким людям относились младшие сыновья, которым старшие братья запрещали жениться, чтобы не делить с ними и их потомством и без того небольшой надел. А также значительная прослойка батраков, поденщиков и других зависимых людей. Здесь препятствовали созданию семьи не только бедность, но и нежелание увековечивать свое зависимое положение.

На спрос рождалось предложение. Как это происходило всегда, на торговлю своим телом выходили не от хорошей жизни. Эпидемии и вспышки голода разоряли семьи, нищие крестьянки бежали в города, девочек продавали в рабство собственные родители. Но даже и в более менее спокойные времена оставались те, для кого был брак «заказан»: бесприданницы – таких не брал никто. Они были обречены быть дармовой рабочей скотинкой в доме отца или брата, коротая скорбный век «старой девы», либо идти жить так, как умела. В переулки шли и бедные вдовы, оставшиеся без кормильца.

С высоты амвонов и кафедр произносились осуждения, но социальные корни, порождавшие торговлю пороком, были слишком крепки. И настолько, что даже войско крестоносцев не могло не тащить за собой обоз «жриц любви». Все неудачи в «святой земле» проповедники объясняли аморальным образом жизни «воинов креста» (в частности, св. Бернар). Но сами папы подчас попадали под власть чар куртизанок – но это уже совсем другая история.

По материалам Ж. Фавье «Столетняя война».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: