Who is Mr. Распутин?

Григорий Распутин — крестьянин из Тобольской губернии, которому удалось стать ближайшим другом российского императора и его супруги. Они считали его святым старцем, своими молитвами спасающим юного царевича от болезни. Однако многие видели в Распутине погибель России, серого кардинала, тайно управляющего страной, причину революции или просто развратника, сумевшего обмануть и совратить царскую семью. Кем же был загадочный старец — и как удалось простому крестьянину стать приближённым самого императора?

Ранние годы и «духовное преображение»

Крестьянин Григорий Распутин родился в 1869 году в селе Покровском в Тобольской губернии (нынешняя Тюменская область).

По словам односельчан, в молодости он пил и часто ввязывался в драки, но со временем остепенился. В 21 год женился на крестьянке из соседнего села, и у них родилось трое детей: мальчик и две девочки.

Как рассказывал сам Распутин, в 28 лет он пережил «духовное преображение». Подрабатывая ямщиком, он однажды подвозил студента Духовной академии, с которым в долгом пути разговорился о боге. Беседа эта произвела на Распутина такое глубокое впечатление, что вскоре он оставил все дела и отправился в странствие по святым местам — искать «духовной пищи». Он посещал монастыри и церкви, по пути собирая милостыню. В тот раз он ушёл недалеко от родного села, обойдя лишь тобольские и тюменские обители. Но впоследствии такие странствия войдут у Распутина в привычку и будут заводить его всё дальше от дома.

В результате своего «преображения» он бросил пить и есть мясо, а вскоре начал «пророчествовать». Односельчане поначалу посмеивались над ударившимся в религию Распутиным, но вскоре начали верить ему. Вот как он сам описывал этот поворотный момент:

«Как посетил меня Господь… накатило на меня… и начал я по морозу в одной рубахе по селу бегать и к покаянию призывать. А после грохнулся у забора, так и пролежал сутки… Очнулся… ко мне со всех сторон идут мужики. Ты, говорят, Гриша, правду сказал… давно бы нам покаяться, а то сегодня в ночь полсела сгорело»

Конечно, история эта выглядит не очень правдоподобной: как минимум, вряд ли возможно пролежать на морозе целые сутки в одной рубахе и не отморозить конечности. Но, к сожалению, кроме высказываний самого Распутина у нас мало сведений о его молодости — так что приходится довольствоваться тем, что есть.

Как бы то ни было, слухи о Распутине и его пророческом даре начали расползаться по окрестностям. Вокруг него постепенно складывался кружок из последователей (точнее, по большей части — последовательниц). Они собирались в подполе под конюшней на тайные собрания, молились и пели, а Распутин объяснял им тайный смысл Евангелия.

В 1903 году, когда слухи о Распутине дошли уже до самого Петербурга, против него началось следствие по обвинению в хлыстовстве.

Распутин — хлыст?

Секта хлыстов появилась в России в XVII веке. Родоначальником секты считается крестьянин Данила Филиппович, объявивший, что в него вселился «Господь Саваоф». Одного из своих последователей, крестьянина Ивана Суслова, Данила Филиппович нарёк сыном, «Христом». Согласно верованиям хлыстов, Саваоф сошёл на землю и явился во плоти лишь один раз, а вот «Христос» и «богородица» вновь и вновь воплощаются в разных людях. По сути, любой мужчина может стать «Христом», а любая женщина — «богородицей»: надо лишь подавить плотский грех и подготовить свою душу молитвами. У каждой хлыстовской общины был свой «Христос» и своя «богородица». Последователи секты призывали к строгому аскетизму и половому воздержанию. Периодически они устраивали тайные собрания — «радения», на которых молились, пели, хлестали сами себя плетями и беспрерывно кружились, постепенно входя в экстатическое состояние. Часто такие собрания заканчивались оргиями — «свальным грехом».

Это удивительное сочетание — призывы к подавлению плоти и в то же время участие в оргиях — вовсе не казалось хлыстам противоречивым. В их философии очищение от греха было невозможно без падения. За грехом у верующего человека всегда следует искреннее страдание от содеянного, а за ним — глубокое покаяние, приближающее человека к Богу. Таким образом, «свальный грех» должен был в итоге вести к освобождению от греха блуда.

Следователям так и не удалось доказать принадлежность Распутина к секте хлыстов. Однако эта философия — необходимость греха для последующего очищения — Распутину, судя по всему, была довольно близка. Знакомая с ним писательница Вера Жуковская впоследствии так описывала один из его монологов:

«Ты не верь попам, они глупы, всей тайны не знают […] Грех на то и дан, чтоб раскаяться, а покаяние — душе радость, а телу сила, понимаешь? […] Грех понимать надо […] А без греха жизни нет, потому покаяния нет, а покаяния нет — радости нет»

В том же 1903 году Распутин, уже довольно известный «народный пророк», приехал в Петербург, где поселился у ректора Петроградской Духовной академии, епископа Сергия. Епископ стал знакомить Распутина со студентами академии и высокопоставленными церковными иерархами.

На петербургскую публику Распутин произвёл очень сильное впечатление. Поначалу он поражал всех точными предсказаниями, а также способностью с первого взгляда на человека угадывать детали его биографии. Со временем ему стали приписывать ещё и целительские способности. Одной из первых под влияние Распутина попала Ольга Лохтина, жена высокопоставленного чиновника. В 1917 году во время допроса она рассказывала:

«Я сильно болела неврастенией кишок, приковавшей меня к постели. Я могла передвигаться только придерживаясь рукой за стену… Священник отец Медведь пожалел меня и свел с Распутиным… С момента появления в доме отца Григория я сразу почувствовала себя здоровой и с тех пор освободилась от своего недуга»

Круг знакомств Распутина ширился, и постепенно дошёл до членов дома Романовых. Первой из императорской семьи с «братом Григорием» познакомилась черногорская принцесса Милица — жена великого князя Петра Николаевича, двоюродного дяди Николая II.

Благодатная почва

Столичное общество в начале XX века повально увлекалось мистикой. Даже образованные люди участвовали в спиритических сеансах, верили различным прорицателям и лечились у народных целителей. В авангарде этого увлечения шла сама императорская семья, особенно жена Николая II — Александра Фёдоровна.

Она мечтала о сыне, но у неё одна за другой рождались девочки. Из-за этого она со временем стала искать встреч с православными отшельниками, старцами и «народными святыми», которые, как она надеялась, смогут вымолить у бога наследника престола. А когда долгожданный наследник наконец родился, выяснилось, что он болен гемофилией — нарушением свёртываемости крови. Из-за этого заболевания мальчик мог умереть даже от незначительной травмы. От гемофилии даже в XXI веке пока нельзя излечиться полностью (хотя современные лекарства позволяют пациентам вести нормальный образ жизни и доживать до старости), а в те времена медицина в этом вопросе была совсем бессильна. Поэтому Александра Фёдоровна с ещё большим энтузиазмом стала искать спасителей среди мистиков. Это увлечение императрицы поддерживали две жившие в Петербурге черногорские принцессы — Стана и Милица, которые были замужем за родственниками Николая II и которые стали единственными подругами Александры Фёдоровны во всей царской семье. Именно они стали отыскивать и приводить во дворец оккультистов, пророков и юродивых, обещавших даровать царевичу чудесное исцеление.

Ещё до рождения царевича и до прихода Распутина императорская семья успела подружиться с одним из таких «божьих людей» — французом Низье Филиппом. Он утверждал, что обладает «силой внушения, которая может оказывать влияние на пол развивающегося в утробе матери ребёнка». Именно с помощью Филиппа императрица надеялась наконец родить мальчика. В 1901 году (после рождения четверых дочерей) стало известно, что царица снова беременна. Однако по настоянию Филиппа Александра Фёдоровна всю беременность не подпускала к себе врачей. В августе 1902 года должны были состояться роды — но время шло, а ничего не происходило. Лишь тогда императрица попросила придворного акушера Дмитрия Отта осмотреть её — и вдруг выяснилось, что никакой беременности не было. Всё это время у императрицы рос живот, все остальные признаки тоже были налицо — но всё это оказалось так называемой «мнимой беременностью».

Эта история, однако, совсем не поколебала веры императорской четы в Филиппа. Их регулярные встречи с «целителем» продолжались. Великий князь Константин Константинович (двоюродный дядя Николая II) писал в дневнике:

«Их Величества впали в мистическое настроение, […] в Знаменке молятся с Филиппом… проводят там долгие вечера… и возвращаются оттуда в каком-то восторженном состоянии, как бы в экстазе, с блестящими глазами и просветлёнными лицами… Моё мнение, что это больше смешно, чем опасно»

Такого мнения, однако, придерживались не все. Большая часть императорской семьи стала бить тревогу и требовать ухода подозрительного француза. По просьбе матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, полиция составила отчёт о прошлом Филиппа: во Франции его считали шарлатаном и дважды судили на нелегальную медицинскую практику. Но доверие Александры и Николая к их другу оставалось непоколебимым несмотря ни на что.

В 1904 году родился долгожданный наследник престола — царевич Алексей. А в 1905 году Низье Филипп скончался, открыв дорогу в императорский дом новым «божьим людям».

И вот, в ноябре 1905 года Стана и Милица познакомили царскую чету с Распутиным.

«Старец» Распутин

Знакомство с Распутиным император Николай II зафиксировал в своём дневнике 1 ноября 1905 года:

«В 4 часа поехали в Сергеевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божьим Григорием из Тобольской губернии»

Вторая встреча между царём и крестьянином случилась через год — на этот раз по инициативе самого Распутина. Он с помощью своей поклонницы Лохтиной отправил царю телеграмму, в которой просил принять от него в подарок икону святого праведника Симеона Верхотурского. Император принял крестьянина во дворце и с благодарностью взял икону. А скоре после этого написал в письме премьер-министру Петру Столыпину:

«Несколько дней назад я принял крестьянина из Тобольской губернии… который принёс мне икону Святого Симеона Верхотурского… Он произвёл на Её Величество и на меня сильное впечатление… и вместо пяти минут разговор с ним длился более часа. Он в скором времени уезжает на родину. У него есть сильное желание повидать Вас и благословить Вашу больную дочь иконой. Я очень надеюсь, что Вы найдёте минутку принять его на этой неделе»

 

Распутин, императрица Александра Фёдоровна и её дети
Распутин, императрица Александра Фёдоровна и её дети

По просьбе царя Столыпин, конечно, тоже встретился с Распутиным.

Большинство биографов сходятся во мнении, что отношение царской четы к Распутину объяснялось их страхом за здоровье сына — и тем, что Распутин пообещал вылечить его. Они были уверены, что после общения с Распутиным царевичу Алексею становится легче, а своими молитвами «святой старец» может облегчить всё течение болезни.

За это Николай и его супруга готовы были простить Распутину всё: и сведения о его возможном хлыстовстве, и конфликт с некогда ближайшей подругой царицы Милицей (той самой, которая привела Распутина во дворец) и даже слухи о его крайне развратном образе жизни.

Между тем, слухи эти со временем становились всё настойчивее и правдоподобнее, а царское доверие к «старцу» — всё упрямее и необъяснимее. Когда Мария Вишнякова — няня, воспитавшая почти всех царских детей, заявила, что Распутин изнасиловал её, императрица не поверила — и вскоре уволила её. Полицейские в донесениях утверждали, что Распутин снимает проституток и устраивает оргии у себя на квартире — царская чета отмахивалась от этих сведений, заявляя, что Распутин святой. Когда премьер-министр Столыпин сообщил царю, что Распутин ходит в баню с женщинами (в том числе с некоторыми благородными дамами), Николай II ответил:

«Я знаю — он и там проповедует Священное Писание».

Святой или чёрт?

Впрочем, однажды Николай сказал премьер-министру другую фразу, которая, возможно, гораздо лучше объясняет его отношение к «старцу». По словам дочери Столыпина, когда премьер в очередной раз стал убеждать царя в том, что нахождение во дворце мужика с сомнительной репутацией вредит престижу династии, Николай ответил:

«Я с вами согласен, Пётр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы»

Александра Фёдоровна ужасно боялась приступов болезни своего единственного сына — и только присутствие Распутина успокаивало её. Распутина она искренне считала святым, а его похождения по баням и проституткам объясняла тем, что он избрал путь юродства. На Руси некоторые юродивые специально вели себя как грешники, чтобы навлечь на себя гонения и поношения — и тем самым приблизиться к страданиям Христа. Член Святейшего Синода Георгий Шавельский писал, что на столе у царицы лежала книга «Юродивые святые русской церкви» с пометками в тех местах, «где говорилось о проявлениях юродства в форме половой распущенности».

Царица была уверена, что ей довелось встретить настоящего юродивого святого, который своими молитвами может спасти её сына. И чем больше критики в адрес Распутина она слышала, тем больше убеждалась в своей правоте.

В итоге ни недовольство общества, ни падение престижа царской семьи, ни сплетни о растлении Распутиным царских дочерей не заставили Николая II удалить «старца» из дворца.

Если императрица и некоторые светские дамы считали Распутина святым, то для многих в столичном обществе его образ был символом «тёмных сил», окруживших императора и страну. Так в одном из стихотворений писал о нём поэт Николай Гумилёв:

В гордую нашу столицу
Входит он — Боже спаси! —
Обворожает царицу
Необозримой Руси…

Как не погнулись — о горе! —
Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе
И на Исакии крест?

Распутина винили во всех бедах России. Считалось, что он не только растлевает царскую семью, но и вмешивается в политику, фактически контролируя решения Николая II.

В итоге в 1916 году против царского друга созрел заговор. Двоюродный брат императора Дмитрий Павлович, князь Феликс Юсупов (муж племянницы императора) и депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич застрелили Распутина. Как выяснилось впоследствии, многие члены императорской семьи знали о готовящемся убийстве — и одобряли его. Большинство Романовых подписало прошение о помиловании убийц. Общую мысль в письме Николаю II выразила сестра императрицы, Елизавета Фёдоровна:

«Это преступление может считаться актом патриотизма»

Тем не менее, убийцы были наказаны, хоть и не очень сурово: великого князя Дмитрия Павловича сослали в Персию, а князя Феликса Юсупова — в деревню. Про Пуришкевича, правда, все забыли.

По словам многих придворных, Распутин часто в разных вариациях повторял фразу: «Пока я жив, будет жить и династия». Уже через два месяца после убийства Григория Распутина произошла Февральская революция, в результате которой Николаю II пришлось отречься от престола. А ещё через год вся царская семья была расстреляна в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: