Женя Родионов — символом мужества и стойкости на Чеченской войне

Что дороже: жизнь или вера? Возможность остаться в живых, отказавшись от традиций рода, или сложить голову, но сохранить свою культурную идентичность? Сложный моральный выбор в условиях чеченского плена пришлось сделать не одному нашему солдату. Безвестность и жизнь в  беспокойстве или посмертная слава героя? Плененный чеченскими боевиками в 1996 году Евгений Родионов, по словам предполагаемого убийцы, не снял нательного креста, остался при своей вере, за что и был вскоре казнен. Так, в нашей русской, православной истории стало одним героем больше.

Как водится, никто из близкого окружения Жени Родионова не предполагал, что обычный парень из-под Пензы в будущем станет для многих символом стойкости и мужества. В целом, Женю ждала жизнь среднестатистического россиянина, ничто не предвещало большего. После окончания 9 классов он устроился работать на мебельную фабрику, где и проработал до призыва в армию.

Война в Чечне

В 1995 году наступило время отдать долг Отечеству. Боевую подготовку Женя проходил в учебном подразделении войсковой части №2361 Пограничных войск, которое находилось в г. Озерске Калининградской области. После присяги был отправлен служить гранатометчиком на границу Чечни и Ингушетии.

В январе 1996 года Родионов был направлен на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд, основной задачей которого была оборона административной границы с Чечней. Именно там, при исполнении служебных обязанностей, спустя месяц, Евгений Родионов и трое его сослуживцев были захвачены в плен чеченцами.

В ночь с 13 на 14 февраля 1996 года бойцы заступили на дежурство на контрольно-регистрационном пункте.

До заставы 200 метров. “Маленькая будка — без связи и света, без какой-либо огневой поддержки — на единственной в горах «дороге жизни», по которой перевозились оружие, боеприпасы, пленные, наркотики…” (из воспоминаний матери Евг. Родионова)

Плен

Пограничники остановили проезжающую мимо машину Скорой помощи. Неожиданно вместо ожидаемых санитаров из машины выскочили чеченские боевики. Предводителем их, как оказалось позже, был бригадный генерал ЧРИ Руслан Хайхороев. Так, застигнутые врасплох, молодые бойцы попали в плен.

После того, как обнаружилось исчезновение пограничников с поста, руководством была выдвинута версия об их дезертирстве. Предположение, что солдаты могли укрыться дома, у родителей, не подтвердились. И только после тщательного исследования места их последнего пребывания были обнаружены следы борьбы, стало очевидно, что солдаты похищены.

Любовь Васильевна Родионова, мама Жени, после известия о пропажи сына, бросив все, поехала в Чечню. На протяжении десяти месяцев она искала сына по всей республике:

«Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин там было больше, чем камней. Видно, Он меня защищал от бомбежек, не дал мне возможности погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери — найти сына, похоронить его в родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с преданием земле. Это я только сейчас все поняла, а тогда, когда ходила по военным дорогам, я только молча молилась Господу…»

Евгений Родионов был казнен спустя три месяца плена, 23 мая 1996 года в селе Бамут, в день своего рождения, который пришелся также на праздник Вознесения Господня. Ему исполнилось 19 лет. Любовь Васильевна в это время находилась всего в нескольких километрах от своего сына. 24 мая Бамут был взят российскими войсками.

О гибели сына мать узнала только в сентябре. За большие деньги ей удалось выведать у боевиков место захоронения тела: “Когда я приехала в конце февраля, рядовой солдат, живой, стоил 10 миллионов. В августе рядовой солдат, живой, стоил 50 миллионов, когда они уже были в роли победителя. У Мелиховой за ее сына просили 250 миллионов, потому что он офицер. Была уже ночь, когда я с саперами украдкой при свете фар раскапывала яму, в которую бросили тела четверых ребят.

Я стояла и только молилась, чтобы среди них не было Жени. Я не могла, не хотела верить, что его убили. Доставали останки — одного, потом другого. Я уже узнала его сапоги, стоптанные так, как снашивал только он, но все говорила: «Я не поверю, если не найдете жениного крестика». И когда кто-то крикнул: «Крестик, крестик!», — я потеряла сознание.»

За отказ снять крест и сменить веру, за попытки бегства, по словам Р. Хайхороева, Евгений и был обезглавлен. Выбор у него был, он мог остаться в живых.

Мать привезла тело сына на родину. Похоронен Евгений недалеко от деревни Сатино-Русское, что в Московской области. На могильном кресте сделана надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года». Нательный крестик сына Любовь Васильевна передала в храм Святителя Николая в Пыжах.

Эта история не прошла незамеченной. Могилу Евгения посещало и посещают большое количество людей, чтобы почтить память. Постепенно отношение людей к Жене приобрело особый характер. Образ убиенного стал символизировать воина-христианина, павшего за Веру и Отечество. У людей появилась вера в то, что обращаясь с молитвами к мученику воину Евгению, можно получить его покровительство и помощь.

В 2003 году впервые прозвучало предложение о канонизации Евгения Родионова. Располагая только свидетельством матери о мученической кончине сына со слов Р. Хайхороева, синодальная комиссия сначала скептически отнеслась к этой идее. Однако, есть мнение, что вопрос канонизации — это вопрос времени, т.к. подобный образец героизма нужен обществу, особенно молодому, для этого предлагается прославление по следующей формуле: «Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр». Уже составлены молитвы к мученику Евгению. Во многих храмах, в том числе Украины и Молдовы,  можно встретить портреты Евгения. Особо почитаем Евгений Русский в Сербии.

Если вера в покровительство высших сил сильна и искренна, если она на пользу и способствует объединению людей, то вопрос канонизации рядового Родионова, действительно, лишь дело времени. А попытки усомниться в мученичестве за веру в таком контексте не имеют уже никакого значения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 3
  1. Александр Иванович Аханов

    Я о Жене Родионове. И чего плакать, рыдать и убиваться? Он.православный, носил иудео- греческий крест и его бог отчего -то выбрал смерть для Жени. Как говорит Библия — бог выбирает достойных.Вот и выбрал…
    А вы(так называемые верующие!) причитаете и возопляете! Но ведь ваш бог этого хотел!!! Выходит аы — против вашего же бога?
    Фарисеи…

  2. Александр Иванович Аханов

    Бог хотел наказать Женю — наказал. Или напротив — приблизил. И чего выть и стенать?!
    Я — атеист и мне смешны фарисейские рассуждения малоумных «верующих»…Библию читайте лучше, или Коран, в крайнем случае…И там- и там- бред сивой кобылы…(как правило)

  3. Александр Иванович Аханов

    Что, правда не нравится, фарисеи?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: