Жизнь и трагическая судьба Екатерины Савиной «Фроси Бурлаковой»

Все знают эту актрису в основном по одной роли – Фроси Бурлаковой в советской комедии «Приходите завтра». Имя героини уже стало нарицательным в народе. Но какова была судьба самой Екатерины? Почему ей так и не удалось реализовать свой поистине огромный потенциал? Что заставило ее броситься под поезд – подобно своей любимой Анне Карениной?

Детство и юность

Родилась Катя 26 декабря 1926 года в обычной крестьянской семье. Кстати, деревня Ельцовка, упоминавшаяся в фильме как родина героини – это автобиографический момент. Как и многое другое в «Приходите завтра», эта деталь была взята из реальной жизни – так называлась село, где Савинова родилась и провела детство и юность.

В семье кроме девочки, было еще трое детей. Время тяжелое, нищета жуткая… А потому Катя на всю жизнь запомнила, как бабушка, стоя у постели ее умирающей сестры, сказала: «Надо бы с нее рубашку снять, еще хорошая ведь, пригодится».

Но были и хорошие воспоминания: в семье Савиновых любили петь. И, надо сказать, многие обладали очень неплохими голосами. А у Екатерины был голос просто потрясающий – сильный, бархатный… Послушать ее сбегалась вся деревня! Девочка зря времени не теряла: пела в местном хоре, играла в драматическом кружке.

А потом начала война… Брат Кати ушел на фронт, отец, не выдержав лишений военного времени, скончался. Забота о детях легла на плечи матери. Молодая девушка, которой только исполнилось 18 лет, не хочет быть дополнительной обузой – она едет в Москву, «учиться на артистку»… Денег на билет не было, поэтому пришлось добираться на крыше поезда.

Москва. Учеба во ВГИКе

Попав в огромный город, девушка растерялась. Как и тысячи других деревенских простушек, приехавших покорять столицу, она всего боялась и всему изумлялась… В поезде одна женщина угостила ее виноградом. Катя никогда не пробовала этой экзотической ягоды, и в благодарность отдала попутчице целую банку меда. Она вообще была человеком нежадным, широкой души…

На вступительные экзамены во ВГИК Савинова опоздала. Ну совсем как в фильме Фрося – ведь Екатерина там, по сути, сыграла саму себя. Но только действительность оказалась не столь радужной – доброго профессора, устроившего абитуриентке внеконкурсное прослушивание, не нашлось. Пришлось поступать пока в Землеустроительный институт. После полугода учебы там Катя таки попала в желанный Институт Кинематографии. Но – вот незадача – всего через месяц ее отчислили! Руководитель курса Василий Ванин заявил студентке, что кино совершенно не для нее, она больше театральная актриса. Но упорно идущая к своей цели Савинова не сдалась, и в следующем году поступила на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

На вступительных экзаменах она читала мысленный монолог Анны Карениной перед смертью… Знала ли тогда полная надежд и мечтаний восторженная девчушка, что через четверть века она повторит ее ужасную судьбу?

А пока члены комиссии были просто ошеломлены! Перед ними стояла наивная деревенская девушка с простоватой внешностью. Трагическая речь Анны из ее уст должна была звучать просто смешно. Но нет! Перед ними действительно стояла она – страдающая женщина, доведенная до отчаяния. Конечно же, талантливого самородка, способного так достоверно перевоплощаться, тут же принимают на курс.

Любовь – одна на всю жизнь

Именно в институте состоялась судьбоносная для Кати встреча. Со своим будущим мужем – режиссером Евгением Ташковым – она познакомилась именно во ВГИКе. Причем знакомство состоялось благодаря тому, что комендант общежития не нашел для парня места в мужском отделении и привел его в комнату для девочек – дескать, потом разберемся. Сконфуженный Женя тут же лег на кровать и отвернулся к стене, чтобы никого не смущать. Вскоре пришли и хозяйки, весело щебетавшие друг с другом о чем-то. У одной из них был совершенно поразительной красоты голос, который буквально запал в душу свернувшемуся на кушетке пареньку. С утра он первым делом пошел знакомиться с обладательницей этого божественного голоса.

В 1950 году молодые люди окончили учебное заведение, и уже через восемь месяцев оформили свои отношения официально. Причем Ташков запомнил – перед регистрацией невеста расплакалась. Почему? Евгений полагал, что она не хотела ни за кого выходить замуж – искусство (именно искусство и служение ему, а не карьера) для нее было важнее всего. Впрочем, может быть, это была дань традиционному деревенскому обычаю? Ведь все невесты раньше плакали, выходя замуж – хороня старую жизнь и начиная новую. А Екатерина ведь была человеком чувствительным…

Как бы то ни было, но супруги зажили душа в душу. А в 1957 году у пары родился сын Андрей – в будущем также ставший актером. Сына своего Катя очень любила и всегда переживала, когда из-за работы приходилось оставлять его на няню.

Евгений Ташков и Екатерина Савинова с сыном Андреем
Евгений Ташков и Екатерина Савинова с сыном Андреем

Роковые «Кубанские казаки». Начало карьеры

Первой заметной ролью Савиновой в кино стала Любочка в фильме «Кубанские казаки». Снимал картину маститый режиссер Иван Пырьев, директор Мосфильма. Казалось, все складывалось как нельзя лучше? Но однажды в кулуарах за молоденькой симпатичной актрисой решил приударить сам мэтр… Екатерина, не задумываясь, дала ему пощечину. И этого Пырьев ей так и не простил.

После «Казаков» у Савиновой были роли – но все проходные, не главные… Поговаривали, что именно всесильный Иван Александрович сделал негласное распоряжение – не снимать!

При этом Екатерине сразу после выпуска – единственную на курсе – приглашают сразу во МХАТ! Но девушка отказывается, веря – единственное ее предназначение в жизни – это кино. Она отчасти «зарывает в землю» и свой певческий талант – поступает и заканчивает престижнейшую Гнесинку, но отказывается от эстрадной карьеры певицы. А ведь ей предлагали сразу оркестр и гастроли по всему Союзу! Голос у Кати и правда был просто замечательный – между прочим, в фильме «Приходите завтра» она поет сама, и можно оценить масштабы – целых три с половиной октавы!

«Приходите завтра». Болезнь

Сценарий этого фильма писался Евгением Ташковым специально для супруги и, разумеется, многие подробности были взяты из ее биографии. К сожалению, этой картине было суждено стать знаковой и в то же время роковой для актрисы…

Снимать пришлось на Одесской киностудии – туда руки влиятельного Пырьева, казалось, дотянуться не могли. Савинова сыграла саму себя – она и в жизни была такой – доброй, простодушной, доверчивой. Но фильм все же попытались запретить – однажды в процессе съемок нагрянула комиссия из Москвы. Заключение ее было безжалостным – прекратить производство из-за якобы бездарности исполнительницы главной роли… Нетрудно догадаться, кто приложил к этому руку. Ташков идет на хитрость – сам сообщает начальству о том, что на съемки были уже затрачены приличные суммы денег, материал почти готов – что же теперь народные средства пропадут по произволу невежественных чинуш? «Сверху» дали добро на завершение фильма. После картина пробыла на полке полгода и чудом таки вышла в прокат.

Именно на съемках фильма Катя заразилась бруцеллезом – выпила купленное на рынке парное молоко – она любила его с детства. Из-за плохого самочувствия актрисы производство картины было отложено на год. Однако врачи не сразу смогли поставить правильный диагноз, болезнь была запущена и дала осложнения на головной мозг… Из-за этого у Екатерины начались приступы, по признакам схожие с шизофреническими.

Женщина как могла, боролась с болезнью. Помогал и любящий муж, который всегда был рядом. Но теперь ежегодно Савинова должна была проводить в больнице по 2-4 месяца. В остававшееся время она гастролировала по стране с концертами, снималась в эпизодах и второплановых ролях в кино.

«Женитьба Бальзаминова»

Пожалуй, еще одна знаковая роль, по которой многие знают Екатерину Федоровну – роль кухарки Матрены в «Женитьбе Бальзаминова». Эта искрометная комедия до сих пор любима народом. А все потому, что на съемках шедевра царила веселая, творческая, юморная атмосфера, и это не могло не сказаться на качестве картины. Актеры импровизировали, шутили, сами придумывали детали своих кинообразов.

Именно в «Женитьбе» мы можем видеть глубину перевоплощения, на которую была способна Савинова. Она поистине жила ролью – даже ее супруг замечал, что подчас (например, после только что отыгранного актрисой спектакля в Театре киноактера) он разговаривал не с Катей, а с ее героиней. Так случилось и в этой картине: Екатерина сама нашла внешний образ – неуклюжая, нерасторопная женщина, одетая в необъятную юбку и кофту навыпуск. Сама придумала интонацию – немного нараспев, сама придумала забавный Матренин смех. Экранного времени на кухарку отведено мало, но зритель видит ее характер и всю жизнь как на ладони. Глуповатая и доверчивая (верит в сны и предсказателей), неотесанная и в то же время добрая и глубоко несчастная, одинокая женщина, которой хозяева заменили семью… Конечно, эта роль не осталась незамеченной, однако предложений, увы, больше не стало.

Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»

Начало конца

В конце 1960-х годов болезнь начала прогрессировать. Катя слышала голоса, которые приказывали ей пойти и убить себя, грозя в случае неповиновения страшными карами ее близким… Несчастной женщине приходят в голову страшные мысли – все плохо, она никогда не добьется успеха, все тщания напрасны, и она лишь обуза для своего мужа… Екатерина чувствовала себя виноватой и, разумеется, не раз жалела, что отказалась от МХАТа, от карьеры певицы. Но было уже поздно. Из-за болезни актриса то увольняется из Театра киноактера, то вновь восстанавливается – ей кажется, что здоровье к ней вернулось… Савинову начинают считать эмоционально нестабильной. Актрису и раньше редко приглашали на съемки, теперь же предложений практически не было – а вдруг приступ начнется прямо во время процесса?

Не сказав никому ни слова, в 1970 году Савинова уезжает в Новосибирск погостить к сестре Марии. Оттуда она пишет письма мужу и сыну с просьбой не волноваться – она отдохнет и вернется. Но сама Катя знала, что вернуться домой ей не суждено…

Целыми днями женщина бродила по городу, иногда заходила в храм, пела своим чудным голосом на клиросе. А тем временем в голову все чаще приходит мысль о спасительном самоубийстве, которое сразу бы разрешило все проблемы. Шла пасхальная неделя, и Екатерина решила подойти к священнику с вопросом – грех ли убить себя? «Разумеется, да» — ответил служитель церкви. Но женщина вспомнила – как-то ей говорили, что на Пасху прощаются все грехи. «Надо успеть!» — подумала Катя.

Смерть

25 апреля Савинова прибралась в квартире, помыла полы, испекла куличи – как будто извиняясь перед сестрой за то, что ей предстоит пережить… Потом она вышла из дома и пошла к подруге Кларе Белкиной. Предложила пойти вместе работать в храм певчими, но женщина отказалась. Заметив, что Екатерина находится в каком-то странном состоянии, Клара черкнула на бумажке свой телефон и сунула подруге в карман: «Позвони как дойдешь до дома». И буквально через несколько часов в квартире раздался звонок. Женщину приглашали на опознание…

Екатерина Савинова бросилась под поезд. В ее карманах не нашли никаких документов – только телефон подруги. Стрелочница позже рассказала Евгению Ташкову, что видела хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону, а потом вдруг перебежала через пути и кинулась под колеса прибывающего состава. Работница железной дороги крикнула: «Что ты делаешь?», но было уже поздно…

В предсмертной записке актриса просила прощения у всех близких, и особенно – у сына Андрея. Она объясняла, что жизнь, которая ее ждет в будущем, слишком тяжела, и так будет лучше для всех…

Похоронили Екатерину Федоровну там же, в Новосибирске, на Клещихинском кладбище. До недавнего времени на ее могиле стоял совсем старый, ветхий и поржавевший памятник. Но в 2006 году останки актрисы были перенесены на более почетное место, был возведен и новый монумент.

Старый и новый памятники

Память

В родном селе Ельцовке в 2011 году был открыт дом-музей Екатерины Савиновой. Правда, сам дом принадлежал не семье актрисы, а ее подруге детства Евдокии Бурлаковой, «одолжившей» знаменитой героине фильма свою фамилию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: