Кандагар – второй по численности населения город в Афганистане. Там проживает около половины миллиона человек, а расположен он на юго-востоке страны. Исторически, по крайней мере, с эпохи средневековья, город был главным центром пуштунского народа, источником его силы и власти. Именно пуштуны тут являются преобладающим этносом, остальные народы в меньшинстве.
Когда в 1747-м году было провозглашено первое независимое афганское государство, Кандагар стал его первой столицей. Однако, затем резиденция падишаха была перенесена в Кабул, поскольку здешние кланы восстали против своего монарха. Во время афганской войны тут базировались крупные силы Ограниченного контингента советских войск, которые следили за пакистанской границей.
Кто же основал этот замечательный город?
Регион, где стоит Кандагар, является одной из областей, где находят наиболее древние человеческие поселения. Первые деревни земледельцев здесь возникли уже 7 тысяч лет назад. Бог знает, кто именно основал здесь город в период бронзового века, однако ж, местная крепость была восточным форпостом персидской державы Ахеменидов.
Александр Македонский эту крепость разрушил, но ее местонахождение было признано удачным, и здесь был основан греческий полис. Как и всегда, он получил имя в честь области, где был расположен, и своего повелителя – Александрия Арахосия. Основным населением в регионе тогда были пактии – дальние предки современных пуштунов.
Город был изначально построен в форме правильного четырехугольника, однако необычная топография в дальнейшем привела к более сложным постройкам. При Александре здесь была резиденция сатрапа, причем, греки очень держались за эти земли, даже когда начали терять свои владения в Азии. Ведь Александрия была отправной точкой на пути в Индию.
Еще до нашей эры Селевкидская империя уступила парфянам свои восточные территории, но даже в первых веках нашей эры это место называется греческим полисом. Из-за своего стратегического положения в дальнейшем его делила индийская династия Маурьев и индо-скифы, Сасаниды и эфталиты, арабы и зороастрийский род Зунбиль, иранцы Саффариды и тюрки Газневиды, Гуриды, Тимуриды, Моголы и иранские Сефевиды – все они в разное время владели этим местом. И боролись за город очень упорно – вся торговля с Индией была в руках того, кто его контролировал.
Арабы завоевали Среднюю Азию в 7-8-х столетиях, но над горной частью региона не смогли установить твердого правления. В конце концов в 870-х годах наместник востока из династии Саффаридов захватил город для самого себя. В исламизации он оказался не так успешен, тем более, что после него правил род, который уважал индуизм, буддизм и зороастризм в равной степени. Ислам укоренился здесь только с приходом Газневидов. Эти гулямы тюркского происхождения присоединили его к своим владениям в 11-м веке.
С тех пор здесь количественно преобладали мусульмане. Кандагар стал главным центром исламизации пуштунского народа. Когда наместники монгольской империи обнаружили, что их земли разорены, они пригласили горцев спуститься на равнину. Те спустились и одновременно приняли новую веру, хотя до того были язычниками.
Когда португальский историк Жуан де Барруш рассказывал про Среднюю Азию, он упомянул, как появилось название Кандагар: «Те, кто идут из Персии, из царства Хорасам, из Бохары и всех западных областей, едут в город, который туземцы нечестиво называют Чандаром, а не Скандаром, именем, которым персы зовут Александра». Т.е. Кандагар – это искаженное греческое слово Александрия. Город своего исторического имени не поменял.
Регион богател на индийской торговле, и неудивительно, что Ахмад-шах Дуррани в 1747-м году выбрал его в качестве центра своей империи. Сам пуштун, он желал, чтобы его окружали одни пуштуны. Но наследник этого человека не обладал и тенью власти своего отца. Опасаясь восстания горных кланов, он перенес столицу в Кабул, где числом всегда преобладали таджики.
С тех пор Кандагар лишь провинциальный центр, хотя он по сей день является «пуштунской столицей» и вторым городом Афганистана. Совсем недавно его миром взяли талибы – преимущественно пуштунское исламское движение, в которое тут искренне верят.