Нет царя — нет короны! Какие ценности большевики продали за границу?

Этот печальный факт известен, пожалуй, всем – в начале становления советского государства большевистские власти сочли необходимым избавиться от «буржуазных пережитков» в лице шедевров мировой живописи и ювелирного искусства, икон, редких книг и т.д. Молодому государству срочно требовались деньги, и бесценные сокровища распродавались за копейки по всему миру… Кроме того, революционерам нужна была валюта для поддержки революционных режимов в других странах мира. По оценкам современных экспертов, ущерб от бездарного разбазаривания ценностей составляет 50 миллиардов золотом.
Что же именно успели продать большевики и почему это варварство все же прекратилось? Какие произведения искусства в наше время вернулись в Россию, а какие остались в зарубежных музеях и частных коллекциях? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Яйца Фаберже

Наверное, самые известные сокровища семьи Романовых. Непревзойденные шедевры ювелирного искусства, творения мастера Карла Фаберже почти все были распроданы за границу. В наше время в России хранится всего лишь 19 штук яиц из 54, причем 10 из них – в частной коллекции. Остальные выставлены в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
Традиция дарить на Пасху друг другу яйца зародилась очень давно. Но императорская семья, разумеется, не могла ограничиться простыми куриными яичками. В царствование Александра III возник обычай – в день Пасхи император радовал супругу роскошным яйцом из драгоценных металлов. Внутри яйца обязательно лежал сюрприз. Впоследствии Николай II дарил яйца двум главным женщинам своей жизни – матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне и жене, Александре Федоровне.

Первым в длинной череде «яичных» подарков стало достаточно скромное яйцо со спрятанной в нем курочкой. В самой курочке лежал сюрприз – маленькая корона и подвеска. Это яйцо сейчас хранится в России, его можно увидеть в вышеупомянутом музее.

Самое первое яйцо «Курочка»
Самое первое яйцо «Курочка»

После свержения монархии яйцо «Курочка», как и многие другие, было продано за границу, его владельцами были лондонские и американские магнаты, а также журнал «Forbes». Впоследствии олигарх Виктор Вексельберг приобрел это яйцо и несколько других у журнала и вернул их в Россию.
С именем Виктора Вексельберга связано и возвращение на родину яиц «Ренессанс», «Яйцо с бутоном розы», «Ландыши» и др.

Яйцо «Ландыши» - самое любимое у Александры Федоровны
Яйцо «Ландыши» — самое любимое у Александры Федоровны

Удивительно, но некоторые яйца Фаберже никогда не покидали пределы России. Одним из таких яиц стал шедевр «Память Азова». Этот подарок сделал жене Александр III в память о заграничном плавании сыновей Николая и Георгия. Интересно, что это путешествие имело скорее трагические, нежели чем приятные последствия для императорской семьи: у царевича Георгия после него обострился туберкулез, от которого он и умер в расцвете лет. А на Николая в Японии было совершено покушение. В связи с этим данное яйцо считалось самым нелюбимым у Марии Федоровны.

Яйцо «Память Азова»
Яйцо «Память Азова»

Другие яйца, не покидавшие пределов страны:

  • «Букет лилий», было подарено в 1899 году Николаем своей супруге.
  • «Транссибирская магистраль» — также подарок Николая Александре, создано в честь начала строительства железной дороги, соединявшей европейскую и азиатскую части России.
  • «Военное» — последнее подаренное яйцо, отличающееся особым лаконизмом в связи с ведущимися военными действиями на фронтах Первой мировой.
  • «Созвездие» — незаконченное и не подаренное яйцо, приуроченное к Пасхе 1917 года.

Алмазный фонд

Стремительно распродавались также и украшения императорской семьи. Для централизованного учета ценностей в 1920 году был создан «Гохран», где хранились ювелирные изделия Романовых, князей Юсуповых, а также ценности из Оружейной палаты.

Для налаживания продажи следовало сначала оценить сокровища, для чего были наняты специалисты – ведущие ювелиры и эксперты. Многих призывали к сотрудничеству под угрозой расстрела – ювелира Агафона Фаберже вообще водили на расстрел три раза, после чего у него окончательно сдали нервы и он согласился участвовать в этом беззаконии. Согласно оценкам экспертов, только украшения, принадлежавшие Марии Федоровне, стоили более 500 миллионов золотых рублей.

Эффектная диадема Марии Федоровны в виде колосьев «Русское поле»
Эффектная диадема Марии Федоровны в виде колосьев «Русское поле»

В итоге все имеющиеся сокровища были разделены на три группы, при этом учитывалась ценность камней, художественное оформление и историческая значимость. Специалисты не рекомендовали правительству спешить с продажей шедевров, но большевики не прислушались – и началась грандиозная по своему варварству акция. Бесценные украшения вывозились за границу, в том числе и контрабандно, без должной упаковки. Из некоторых украшений просто «выковыривались» бриллианты, жемчуг и изумруды – с помощью этих камней правительство погасило долг перед Польшей, Амстердамом и другими странами.
Кроме того, драгоценности продавались и просто «на вес». В 1925 году в Европе появился первый каталог «Алмазный фонд СССР», по которому можно было приобрести ценности. После этого утечка сокровищ стала еще более стремительной.
В результате страна лишилась таких шедевров, как диадема «Русская красавица», диадема «Русское поле», брачный венец императрицы Александры Федоровны. Всего было вывезено более 80% от общего числа драгоценностей Алмазного фонда.

Диадема «Русская красавица», заказанная Николаем I для своей жены Александры Федоровны
Диадема «Русская красавица», заказанная Николаем I для своей жены Александры Федоровны

Диадема «Русская красавица» какое-то время принадлежала скандально известной первой леди Филиппин Имельде Маркос. В настоящее время рассматривается вопрос ее продажи на аукционе.

Картины

Кроме драгоценностей, большевики распродавали и картины – разумеется, западных мастеров. За смешные деньги были проданы полотна Рембрандта, Ван Гога, Боттичелли.
Среди покупателей был министр финансов США Эндрю Меллон (впоследствии ему пришлось передать свою коллекцию в Национальную художественную галерею в Вашингтоне – в качестве уплаты за налоговые задолженности). Многие картины перешли к Галусту Гюльбенкяну, нефтяному магнату армянского происхождения.

Всего большевиками было отобрано для продажи 2880 картин, из которых 59 – признанные шедевры, а 350 имели достаточно высокую художественную ценность. Покупатели нашлись не для всех, но около 50 картин покинули страну. Среди них были:
• полотна Яна ван Эйка (их в России после продажи не осталось вообще),
• картины Тициана («Венера перед зеркалом» и др.),
• Веласкеса («Портрет папы Иннокентия Х»),
• Рембрандта («Портрет Титуса», «Портрет старика», «Иосиф, обвиняемый женой Потифара»),
• Ван Гога («Ночное кафе»),
• Боттичелли («Поклонение волхвов»),
• Рафаэля («Мадонна Альба»),
• Рубенса («Аллегория вечности», «Портрет Елены Фоурмен»).

Тициан «Венера перед зеркалом»
Тициан «Венера перед зеркалом»

Многие шедевры были приобретены еще Екатериной Великой. Картины распродавались отнюдь не только в 1920-е годы. Отдельные продажи случались еще и в годы 1930-е (Ван Гог, Тициан и др.). Варварское разграбление коллекции картин прекратилось только в 1934 году в связи с тем, что прибыль от таких торгов была несущественна, а ущерб для репутации партии и страны – огромным. Выглядеть в глазах Запада варварами большевикам не хотелось…
В дальнейшем Гохран стал заниматься сохранением и преумножением сокровищ, позорная страница в его истории навсегда отошла в прошлое…

Книги

К книгам отношение и вовсе было пренебрежительным. Вся «старорежимная» литература осуждалась и подвергалась забвению. С особым презрением относились к литературе религиозной – и при этом совершенно неважно было, в каком веке издан тот или иной фолиант.

Если ценность ювелирных изделий видна невооруженным глазом, то с книгами все не так просто. И поэтому большинство старинных изданий осело в европейских антикварных лавках, у старьевщиков.

Но самым позорным для СССР событием была продажа в 1933 году так называемого «Синайского кодекса» — старейшего в мире издания Евангелия. Рукопись, датируемая четвертым веком нашей эры, долгое время хранилась на Синайском полуострове. Издание было продано за 100 тысяч фунтов стерлингов по личному распоряжению Сталина. В настоящее время фрагменты рукописи находятся в Лейпциге, Лондоне, России (несколько листов) и в монастыре Святой Екатерины на Синае.

Иконы

«А раньше мы во все края –
И надо и не надо –
Дарили лики, жития, —
В окладе, без оклада…
Из пыльных ящиков косясь
Безропотно, устало, —
Искусство древнее от нас,
Бывало, и – сплывало» — пел Владимир Высоцкий.

Варварское отношение большевиков к иконам давно стало притчей во языцех. Если ценность «светских» шедевров все же признавалась новой властью, хоть и с оговорками, то с признанием ценности «атрибутов религиозного культа» дела обстояли значительно сложнее. Многие иконы были попросту уничтожены в революционные годы малообразованными слоями населения.

Золотые оклады церковных икон зачастую переплавлялись, самими иконами могли даже печи топить. Многие шедевры XV-XVII веков, хранившиеся в Третьяковской галерее, ушли за границу. Так, была продана икона «Чудо святого Георгия о змие» XVII века.

Прекращение политики «разбазаривания»

Как и почему было прекращено это безумие? Кто первый высказал мысль о ценности сокровищ, икон и картин и сумел убедить в этом большевистское руководство?
Надо признать, что и в разгаре продаж порой правительство «опоминалось» и отказывалось от сбыта наиболее ценных предметов. Так, например, не была продана ценная картина «Мадонна с младенцем» Сандро Боттичелли.

Именно после попытки продажи данной картины на проблему распродажи ценностей обратил внимание В.И. Ленин и издал «Декрет о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения». Однако в этом документе речь шла в первую очередь о недопустимости продажи картин владельцами частным образом. Ведь «Мадонну с младенцем» пыталась продать заграницу ее владелица, бывшая княгиня Мещерская. Распродажи же от имени государства продолжались, но скандальная история с творением Боттичелли поспособствовала тому, что шедевр не попал в каталоги на продажу, а сразу был направлен в музей.

Кроме того, случались и просто счастливые «неудачи». По чистой случайности не был найден покупатель на Большую императорскую корону Екатерины II. Существует версия, что из нее были извлечены и проданы за рубеж наиболее ценные камни, которые хранились в Ирландии и лишь во второй половине ХХ века вернулись на родину.

Большая императорская корона
Большая императорская корона

Как уже упоминалось ранее, к середине 1930-х годов, когда положение в стране стабилизировалось, продажи ценностей были прекращены. Правительство не желало выглядеть в глазах Европы и всего мира «варварской страной», не ценящей своей истории. Однако бездумные распродажи привели к тому, что многие музеи (в первую очередь знаменитый Эрмитаж) оказались на грани разорения. Так, в списке драгоценностей, составленном экспертами, числилось 773 предмета, а в настоящее время в музее хранится только лишь 114.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: