Три брака и долголетие. Биография актера Владимира Зельдина

Этот человек на протяжении длительного времени оставался старейшим актером в России, он дожил до 101 года и родился еще в Российской империи. При этом он до последних дней жизни играл в любимом Театре Российской армии.

Ранние годы

Родился Владимир Михайлович 10 февраля 1915 года в Тамбовской губернии. Его малую родину – Козлов – называли «городом антоновских яблок», и маленький мальчик на всю жизнь запомнил запах яблок, стоявший во время сбора урожая. Впоследствии Козлов переименовали в Мичуринск – по имени другого его уроженца, известного ученого селекционера Ивана Мичурина.

Владимир происходил из интеллигентной семьи. Отец будущего артиста, Михаил Зельдин, был военным капельмейстером, музыкантом и дирижером. Мать, Анна Попова, получила педагогическое образование, однако в школе не работала – сразу вышла замуж. Для Михаила Евгеньевича это был уже второй брак. Интересно, что отец Зельдина по происхождению был евреем (так что никакой кавказской крови, которую видели в актере после фильма «Свинарка и пастух», у него и в помине не было). Однако в царское время для евреев существовали значительные ограничения – в частности, они не могли поступать в престижные вузы (был очень маленький допустимый процент). Поэтому Михаил вынужден был в молодости креститься в православие – это снимало все препоны, так как преследовались, по сути, именно иудеи – иноверцы, к самому происхождению же вопросов не было.

Сам Владимир Михайлович впоследствии вспоминал, что семья его была типично русской и свято блюла именно русские традиции и обряды, в том числе религиозные: соблюдали посты, ходили по воскресеньям в церковь, пекли куличи и красили яйца на Пасху и т.д.

Маленький Володя прекрасно запомнил еврейские погромы, начавшиеся в 1917 году, когда город захватывали то петлюровцы, то махновцы, то белые. В один из таких дней мимо дома Зельдиных пробегала женщина с криком: «Спасите!» И мать с отцом несколько дней прятали ее в беседке в саду…

Семья Зельдиных была большой: у Владимира был старший брат Юрий и две старшие сестры, Нина и Ирина. К сожалению, родители умерли рано, причем с разрывом всего лишь в несколько лет. Таким образом, уже к 17 годам юноша остался сиротой.

Мечты о будущей профессии

Владимир с детства мечтал стать актером, потом вдруг резко «заболел» балетом – был первым в классе по танцам и даже уговорил отца привести его на прослушивание в хореографическое училище. Но сам Михаил Евгеньевич отрицательно относился к такому выбору и попросил педагогов сказать мальчику, что у него ничего не получится. Это было уже в Москве, куда семья к тому времени переехала.

После школы парень поступил учеником слесаря на завод. Это была вынужденная мера: родители уже умерли, скончался и старший брат Юрий, и Володя остался на попечении сестры Нины и, разумеется, не желал сидеть у нее на шее. Но мечта о высоком искусстве осталась…

Как-то, бродя после рабочей смены, юноша увидел объявление о наборе актерского курса при театральных мастерских Театра имени Моссовета. Он решил рискнуть и отправился на экзамены. Отец с детства поставил сыну голос и речь – он говорил четко, внятно, и в итоге оказался принят, чему несказанно тогда удивился.

Пройдя курс, Зельдин стал актером в этом же театре (тогда он именовался Театр имени МОСПС). Однако проработал там недолго, до 1938 года, а затем перешел в Театр транспорта (ныне – Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя). Именно здесь на спектакле «Генеральный консул» его заприметила ассистентка режиссера Ивана Пырьева, находившегося тогда в поиске актера на главную роль в фильме «Свинарка и пастух». Интересно, что в том спектакле Владимир также играл кавказца – рядового Гоглидзе.

«Свинарка и пастух»

Вместе с Зельдиным на роль Мусаиба пробовались все сплошь грузинские актеры. Режиссер долго мучился, выбирал, и наконец решил – созвал всех женщин съемочной группы и показал заснятые на пленку отрывки проб, спрашивая: «Вам нравится такой Мусаиб? А такой?» Большинство дам проголосовали за статного и видного Владимира. Оно и понятно – артист всегда нравился противоположному полу.

С Мариной Ладыниной в фильме «Свинарка и пастух»
С Мариной Ладыниной в фильме «Свинарка и пастух»

И тут, в самый разгар съемок, грянула война… Производство фильма было приостановлено, а самому Зельдину прислали повестку. В военкомате выписали направление в танковое училище, а пока расселили в одной из московских школ. Но через три недели вышел приказ министра кинематографии Большакова: съемки – продолжить! Всем занятым в процессе выдали бронь.

Съемки продолжились уже в военной Москве, под звуки бомбежек… Пырьев был очень требовательным художником и, несмотря на трудное время, снимал по нескольку дублей, если был недоволен результатом. Озвучили картину уже в эвакуации в Алма-Ате.

Центральный театр Советской Армии

Театру Советской (а позже – Российской) Армии суждено было стать пристанищем Владимира Зельдина на долгие годы, его любимым местом работы. Именно там поставлен был легендарный спектакль «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Веги, в котором артист играл главную роль. В роли Альдемаро проявилась великолепная пластика Владимира Михайловича, и его вокальное мастерство. За эту роль актера лично поблагодарила автор перевода, знаменитая писательница Татьяна Щепкина-Куперник. Приходила к нему за кулисы и сама Анна Ахматова…

В роли Альдемаро
В роли Альдемаро

В какой-то момент Зельдин посчитал, что уже вырос из этой роли, и спектакль был отменен. Но через некоторое время, уже после распада СССР, в Театре Российской Армии, он был возрожден с новым названием – «Танцы с учителем».

Кино

Владимир Зельдин считал себя чисто театральным актером, и в кино ему было порой сниматься трудновато (особенно когда нарушалась хронология эпизодов – надо было начинать с финальных, а заканчивать первыми). И все же именно кинематограф принес ему всесоюзную и всероссийскую славу.

Через несколько лет после «Свинарки» Пырьев снял Зельдина в еще одном своем фильме – «Сказание о земле Сибирской». Здесь актеру досталась уже отрицательная роль, которую он, к слову, весьма достоверно исполнил.

Но самая любимая роль в кино, по признанию самого артиста – это профессор Серебряков в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня».

Кадр из фильма «Дядя Ваня»
Кадр из фильма «Дядя Ваня»

В театре Владимиру Михайловичу так и не довелось сыграть одну из чеховских ролей. Тем ценнее для него был этот киноопыт. На роль Серебрякова Зельдина «сосватал» сам дядя Ваня – Иннокентий Смоктуновский. Дело в том, что роли уже были распределены, а вот профессор пока не был выбран. На эту роль пробовались маститые артисты, но вот беда – они уже были в преклонном возрасте, а по совместительству еще и являлись режиссерами, и у всех было свое видение картины. Например, один из претендентов, Борис Бабочкин (исполнитель роли легендарного Чапаева в старом советском фильме), грубо оборвал Кончаловского, когда тот попытался ему что-то подсказать: «Я со свиста не играю».

Поэтому когда на площадку привели Зельдина, которому тогда было только 55 лет, и который всегда был готов прислушаться к советам, понимая, что фильм (как и спектакль) – это совместное творение актера и режиссера, всем стало ясно – профессор найден.

Репетиции сцен проходили совсем по-театральному: с долгими обсуждениями, без перескакиваний с одного эпизода на другой. Это также поспособствовало комфорту на съемочной площадке. В итоге фильм получился удивительно достоверным, подлинно «чеховским». Но при этом не скучным и условным «фильмом-спектаклем», а именно живым.

Другой заметной ролью стал дон Джеромо в фильме «Дуэнья». Конечно же, нельзя не упомянуть и о «Десяти негритятах», где Владимир сыграл судью Уоргрейва, главного злодея. Фильм снимался в Крыму, в Ласточкином гнезде, загримированном под старый замок на скале.

Личная жизнь

Первой супругой актера стала Людмила Мартынова. На момент встречи с ней Владимиру было 24 года. Молодые люди не расписывались и были вместе недолго – около года. Общий их сын умер в младенчестве, в 1941 году.

Второй женой стала Генриетта (Гися) Островская, коллега по Театру Армии. Супруги также не регистрировали отношения официально, и прожили 15 лет вместе.

Генриетта Островская в спектакле «Учитель танцев»
Генриетта Островская в спектакле «Учитель танцев»

Третьей и последней женой великого артиста стала Иветта Капралова, которая была моложе супруга на 18 лет. Они поженились в 1964 году. Мать Иветты поначалу не приняла зятя, который, к тому же, на какое-то время подселился в квартиру к молодой жене. Но потом все встало на свои места.

Иветта Капралова
Иветта Капралова

Молодые супруги вскоре получили небольшую квартиру на улице Коштоянца, недалеко от проспекта Вернадского. Двери в доме не закрывались, гостей всегда было навалом – и Алексей Баталов, и Юрий Визбор, и Махмуд Эсамбаев с удовольствием заглядывали к старому другу.

Кстати, именно Иветта привила мужу вкус к хорошей, элегантной одежде. Может быть потому, что на первое свидание артист надел старомодную шапку-«пирожок», и уже видавший виды тулупчик. Такое положение дел девушке не понравилось, и она до конца жизни самолично одевала супруга в красивые вещи, которые привозила из заграничных поездок.

В конце жизни Вета поддерживала Владимира, постоянно находилась при нем в театре, караулила за кулисами – вдруг станет плохо на сцене, встречала после каждого отыгранного эпизода. Сам Зельдин признавался: «Вета – мое рулевое колесо, моя правая рука».

Зельдин с третьей супругой Иветтой
Зельдин с третьей супругой Иветтой

Смерть

Владимир Зельдин скончался 31 октября 2016 года на 102 году жизни от полиорганной недостаточности. Похоронен старейший актер России на Новодевичьем кладбище в Москве, с воинскими почестями.

До конца жизни артист жил в той самой маленькой двухкомнатной квартире, которую ему с женой выдало государство. Площадь квартиры – всего 28 квадратных метров. У него не было даже личной дачи, они с женой снимали домик в Серебряном бору. Владимир, как человек интеллигентный, никогда ничего не выпрашивал, не пользовался своей славой. Главным делом его жизни было служение искусству, Театру.

Иветта Капралова пережила супруга ненадолго, всего на три месяца, она умерла 28 января 2017 года. Причина смерти – оторвавшийся тромб.

Секрет долголетия

Когда Зельдина при жизни спрашивали, в чем его секрет, он отвечал просто: «В здоровом образе жизни и регулярных занятиях спортом». Актер никогда не пил и не курил, максимум – мог выпить бокал хорошего вина за обедом. Каждое утро делал зарядку, бегал во дворе около дома. Любил кататься на лыжах, коньках, плавать, играл в теннис и волейбол. Занимался легкой атлетикой. Кроме того, до последних дней он сохранял интерес и любопытство к жизни, часто ходил на спектакли коллег. Владимир Зельдин стал старейшим из действующих актеров во всем мире, его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса. До преклонных лет доживает достаточное количество людей, но не все при этом остаются в профессии и сохраняют вкус к жизни.

Владимир Михайлович стал одним из самых возрастных факелоносцев за всю историю Олимпийских игр. 7 октября он принял участие в церемонии встречи олимпийского огня в Москве. На тот момент ему было 98 лет. Старейшим же факелоносцем стал 101-летний Александр Каптаренко.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: