Работать мне нельзя. Как при СССР боролись с тунеядцами

В Советском Союзе каждый должен был работать, причем занимаясь только одобряемой свыше деятельностью. Остальные доходы признавались «нетрудовыми». Интересно, что преступным тунеядство стало именно после Октябрьской революции. До этого безработное существование, может быть, и не одобрялось обществом, но законом не преследовалось. В советское же время выработалось мнение, что безработный паразитирует не только на близких, но вообще – живет за счет всего народа.

Первые годы советской власти, сталинское время

Сразу после Октябрьской революции была объявлена борьба с «классово чуждыми элементами». Таковыми в первую очередь признавались бывшие «буржуи», происходившие из зажиточных слоев общества. В.И. Ленин полагал, что в борьбе с тунеядцами и бездельниками, с «богачами» хороши все средства: отправление на принудительные работы, постоянный надзор за ними, тюрьма и даже расстрел.

В Конституции 1918 года люди, жившие на «нетрудовые» доходы – то есть не занятые на государственных предприятиях, не занимающиеся делами, признанными властью «общественно полезными» лишались избирательных прав.

Конституция 1936 года уже законодательно устанавливала принцип: «Кто не работает – то не ест». В 1951 году возникло понятие «антиобщественный элемент» — таковыми признавались попрошайки и официальные безработные. Поскольку Конституция гарантировала каждому право на труд, и существовала государственная система распределения – получалось что все те, кто шел против системы, были «классовыми врагами». Попрошаек зачастую просто высылали из крупных городов, иногда сажали на небольшие сроки. Среди них было немало инвалидов Великой Отечественной войны, которые не могли работать в принципе…

1950 – 1960-е, оформление понятия «тунеядец»

В 1956 году было издано постановление о цыганах. Нация, славящаяся своим привольным бродяжническим образом жизни, конечно же, не могла вписаться в рамки советского строя. В документе предписывалось «приобщать цыган к труду». В итоге около 10 тысяч представителей народа было выслано в Сибирь, многие дети были насильно отданы в интернаты.

В 1957 году появился новый проект закона о борьбе с «бездельниками». Они подразделялись на две группы. К первой группе относились трудоспособные граждане, злостно уклоняющиеся вообще от какого-либо труда, ко второй – те, кто живет на злосчастные «нетрудовые» доходы – то есть «фарцовщики», перекупщики, владельцы личных подсобных хозяйств, продающие добытое, между прочим, честным и упорным трудом и т.д. Как раз в этот период и оформилось понятие «тунеядец» — это человек, который либо действительно избегал труда, живя на деньги родственников, либо занимался «личным», а не государственным делом — подсобным хозяйством, перепродажей и т.д.

В первой половине 1960-х годов наступление на тунеядцев началось с новой силой. Самому явлению была посвящена 209 статья Уголовного кодекса, которая так и называлась «Тунеядство». Бездельником признавался не работавший в течение четырех месяцев подряд. Женщины с маленькими детьми под действие статьи не попадали. Однако нельзя не отметить, что в советское время не поощрялось сидение женщины дома. Зачастую малышей сдавали в ясли по прошествии уже нескольких месяцев – а мать выходила на работу. Декрета в современном понимании (вплоть до достижения ребенком 3-х лет) не было, хотя такое развитие событий и допускалось.

В 1960-х возникла знаменитая аббревиатура – БОРЗ, которая расшифровывалась как «без определенного рода занятий» — по аналогии с БОМЖ. Безработным грозили принудительные работы сроком до четырех лет или, в редких случаях, тюремное заключение. Очень скоро словечко «борзый» укоренилось в криминальном жаргоне, и означать оно стало того, кто самоуверенно идет против системы, не подчиняется общепринятым правилам.

В 1960-е по 209 статье осудили немало человек – целых 37 000. Это была одна из самых масштабных атак на «прожигателей жизни».

Закат борьбы с тунеядством

Вторая достаточно массированная атака на «паразитов» произойдет уже при Юрии Андропове, в 1983-1984 годах. Впоследствии к власти придет Михаил Горбачев, при котором начнется процесс либерализации во всех сферах.

Борьба с тунеядством пойдет на спад. Однако безработный – даже во второй половине 1980-х годов – продолжал оставаться личностью подозрительной. Именно поэтому многие творческие деятели того периода (которым вскоре суждено было прославиться на всю Россию и не только) работали в котельных (Виктор Цой), сторожами (Борис Гребенщиков) и т.д.

В последний год существования Советского Союза был принят закон «О занятости населения», в котором впервые было введено понятие безработицы, и государство стало выплачивать социальные пособия потерявшим работу.

Женская доля

Кто же такие были «тунеядки»? Кого считали таковыми? Давайте разберемся!

Карикатура «Бездельница»

Карикатура «Бездельница»
Карикатура «Бездельница»

Вообще нельзя сказать, чтобы в СССР не было понятия «домохозяйка». И тогда встречались женщины, чьей единственной работой были дом и семья. Но, как правило, такую роскошь могли себе позволить совсем немногие – лишь партийная элита, представители высшей интеллигенции. И да, важное замечание – неработающая женщина должна была быть замужем. Неработающая незамужняя с ребенком крайне осуждалась обществом и могла трактоваться как чуть ли не «продажная». В советское время в принципе поощрялось извечное любопытство людей к чужим доходам, чужому образу жизни. Дотошный человек мог подумать о незамужней соседке: «А на какие деньги она живет?» — пойти и донести, поделившись своими сомнениям с «чутким» стражем правопорядка. И неприятности бедной девушке были бы обеспечены.

Интересно, что, хотя замужние безработные женщины законом не преследовались, обществом они все равно не одобрялись. Оно и понятно: работница, «отпахавшая» полную смену у станка и вернувшаяся домой, к плите, не могла не завидовать той, что лишена этой неприятной повинности. Порой любительницы «сладкой жизни», укоренившиеся за крепкой мужской спиной, «пропесочивались» в карикатурах и фельетонах. Активный уход женщины за собой, трата времени на маникюр-педикюр, пышную прическу, яркий макияж – все эти естественные атрибуты женской жизни сегодня – в то время если не явно, то косвенно осуждались. Ухоженная девушка, следящая за модой и щеголяющая в нарядах – априори лентяйка. Задумайтесь, вкалывала бы она на заводе – разве бы оставались силы на все эти пустяки? – так рассуждали тогда многие.

Мужчины-«иждивенцы»

Если с женщинами было все более-менее понятно, то кто же тогда был мужчина-тунеядец? Зачастую это был молодой парень, живущий на обеспечении родителей или бабушек с дедушками. Пропаганда представляла таких наглыми экспроприаторами стариковских пенсий, хотя наяву скорее всего у молодежи просто были «нетрудовые» доходы от спекуляции.

Еще один пример «тунеядца» мужского пола – представитель творческой интеллигенции, при этом не являющийся членом официальных объединений (Союза Писателей, Союза Композиторов и т.д.). Всем известна история ныне всемирно известного поэта, обладателя Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского, который в 1964 году был осужден как «тунеядец» и сослан на поселение в Архангельскую область. Там поэт работал в совхозе, а в свободное время продолжал писать стихи. Парадоксально, но впоследствии Бродский признается, что те недолгие полтора года (осудили поэта на пять, но через некоторое время освободили за примерное поведение) были одними из самых счастливых в его жизни…

Иосиф Бродский в ссылке

Иосиф Бродский в ссылке
Иосиф Бродский в ссылке

Но вернемся к образу мужчины-тунеядца. Доставалось порой и студентам. Поступление в высшее учебное заведение в интеллигентских кругах было делом просто обязательным. Но при этом не все вузы могли принять столь огромное количество желающих. Где-то проходной балл был выше, где-то – ниже. Зачастую молодые люди поступали не туда, куда изначально хотели, а туда, куда «прошли». В итоге учились «понемногу чему-нибудь и как-нибудь» и вообще вели весьма праздный образ жизни. Но, с другой стороны, таковых было не так уж и много.

Наше время

В последние годы власти так или иначе пытаются вернуться в рассмотрению явления «тунеядства». Правда, сейчас под тунеядцем понимается человек, ведущий откровенно асоциальный образ жизни. В СССР трактовка данного понятия была очень обширной.

Так, в 2013 году была выдвинута инициатива вернуть старый закон о тунеядстве, вернуть ответственность за «отлынивание от работы». С таким предложением выступило законодательное собрание Самарской области. К счастью, одобрения такого законопроекта на государственном уровне не произошло.

Однако определенное желание поставить занятых свободным трудом под контроль государства прослеживается, например, в законе о самозанятых, вступившем в действие с 2019 года. В этом случае правительство в первую очередь, разумеется, интересуют отчисления со сторонних доходов. Но с другой стороны, разве не в этом была причина преследования и советских «бездельников»? Ведь налоги с перепродажи вещей, личных подсобных хозяйств также не платились. Правда, радует уже тот факт, что сейчас не пытаются эти виды деятельности запретить. Пока речь идет лишь об исполнении каждым своей налоговой обязанности – но это уже не внушает оптимизма.

Борьба с тунеядством в Белоруссии

В 2015 году президент А.Г. Лукашенко подписал закон «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно этому документу, человек, финансировавший с помощью налоговых отчислений государственный бюджет менее 183 дней в году, должен выплачивать ежегодный сбор. Это вызвало волну возмущения в стране, в итоге «налог на тунеядство» заплатило лишь 10% тех, кому были разосланы повестки. Инициатива откровенно провалилась, после чего закон был отправлен на «доделку». Однако правительство явно рассчитывает вернуть «Закон об иждивенцах», так как официально отменен он не был.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: