Прокуратор Иудеи, известный в первую очередь тем, что осудил на смерть Иисуса Христа. Благодаря замешанности в деле Христа, Пилат стал героем также многих литературных произведений, картин, фильмов. Но кем он был до своего правления? И что с ним стало после казни Иисуса?
Исторические свидетельства. Происхождение Пилата
Исторически достоверной информации о Понтии Пилате очень мало. Гораздо больше легенд, домыслов, подделок и апокрифов. Имя прокуратора, помимо текста Библии, упоминается еще в трудах историков Иосифа Флавия, Тацита, Филона Александрийского.
Реальность существования Пилата была окончательно подтверждена найденной в 1961 году плитой с отрывками надписи: «Тиберий <…> Понтий Пилат <…> префект Иудеи».
Также были найдены и монеты с именем Пилата, отчеканенные в его правление. А не так давно израильские ученые расшифровали надпись на древнем кольце – там было высечено имя римского наместника. Предположительно, украшение могло принадлежать либо самому Пилату, либо его чиновнику.
Любопытно, что, вопреки устоявшемуся мнению, Понтий – это не имя, а фамилия. И Пилат – тоже не имя прокуратора, а его прозвище, означающее «метатель копий». Вполне возможно, что по молодости он был связан с военным делом, по некоторым сведениям он был всадником в римских войсках. Наместник Рима принадлежал к древнему клану Понтиев, являвшихся потомками самнитов (древнее италийское племя), влившихся в римское общество. По легенде, отважный римский воин был замечен и за меткий глаз награжден собственным поместьем, вошел в фавор при императоре Тиберии.
Другая версия гласит, что Понтий – это производное от города Понт в Германии, а, следовательно, будущий прокуратор имел германское происхождение. Имя Пилат некоторые расшифровывают как сложение имен его родителей – жителей прирейнской Германии, дочери мельника Пилы и короля Атуса. Но это, скорее всего, лишь красивая легенда.
Упоминание Пилата в Новом Завете является одним из косвенных доказательств историчности самого Христа, именно поэтому он упоминается даже в Символе веры христиан. Да и вообще фигуре Понтия Пилата уделяют особое внимание именно христиане, для историков он не является приоритетной личностью.
Каков был Понтий Пилат?
Понтий Пилат был назначен на пост наместника Рима в Иудее в 26 году и пробыл на этом посту ровно десять лет. В его должностные обязанности входило обеспечение порядка, олицетворение римской власти, сбор налогов и отправление правосудия, вынесение приговоров.
Историки-современники префекта Иудеи характеризуют его как крайне жестокого правителя, устраивавшего бессудные казни, постоянно нарушавшего закон, не брезговавшего подкупами, насилием, оскорблением прав своих подданных. Так, например, он однажды приказал массово казнить самарян, решивших провести несанкционированные раскопки на горе Горезин – по легенде, именно там Моисей спрятал сосуды со святынями. А еще правитель иудеи обложил подданных непомерными налогами и сборами, выказывал явное неуважение к местным традициям и религии.
То есть образ сентиментального и в глубине души доброго Пилата в романе «Мастер и Маргарита» является не более чем восприятием и домыслом самого Булгакова.
Однако, несомненно и то, что у вновь назначенного Понтия Пилата сразу же не сложились отношения с иудеями. Все его инициативы как правителя принимались «в штыки». Дело в том, что после смерти Ирода Великого (иудея по национальности), евреи фактически потеряли государственную самостоятельность и очень тяжело переживали сей факт. Потому негативное отношение к наместнику Рима вполне понятно.
Так, например, иудеи резко восстали против предложения Пилата построить в Иерусалиме водопровод. Вроде бы, полезная идея, свидетельствующая о прогрессивности прокуратора. Но местное население было категорически против, ведь финансировать проект предполагалось из храмовой казны иудеев. Воспротивились евреи, и когда префект решил продемонстрировать свою преданность римскому императору и установить знамена с его портретом.
Таким образом, становится вполне понятна описываемая в Библии нерешительность прокуратора. Он не мог пойти против возмущенных иудеев, желавших казни Иисуса Христа, и вынужден был уступить. Однако желая продемонстрировать свой статус, он не судит «преступника» сам, а отдает его на суд самим иудеям.
Апокрифы о Пилате
Существует множество альтернативных версий о дальнейшей судьбе префекта Иудеи. Пышным цветом все эти домыслы расцвели в первые века распространения христианства.
Согласно одной из легенд, после казни Христа Пилат сам принял христианство вместе со своей женой, Клавдией Прокулой. Имя последней известно лишь из апокрифического Евангелия от Никодима. На основании этих данных Клавдия была канонизирована Эфиопской православной церковью и отождествлена с римлянкой Клавдией, принявшей христианство и упоминавшейся в трудах апостола Павла.
Впоследствии историки предположили, что супруга прокуратора Клавдия могла быть незаконнорожденной дочерью императора Тиберия, что и определило карьеру Пилата.
Другая легенда гласит, что после казни Иисуса Пилата стали преследовать различные несчастья, его сняли с занимаемого поста. Все это принудило когда-то могущественного правителя к самоубийству. Рассказывают страшную историю о том, что тело прокуратора было утоплено сначала в Тибре, но воды реки не захотели принять самоубийцу, и выплеснули тело обратно. То же самое произошло и в другой реке, где пытались упокоить Пилата – Роне. В итоге тело было утоплено в озере, названном его именем (находилось на территории Швейцарии близ города Люцерн, теперь там болото). В настоящее время одна из гор Люцерна названа в честь Пилата, что говорит о распространенности этой легенды среди швейцарцев.
Однако по другой версии, гора названа не в честь правителя Иудеи, а из-за того, что ее вершину часто обволакивают облака, образуя своеобразную «шапку».
В апокрифе «Обращение Пилата» описывается его казнь при новом префекте Иудеи. Якобы отрубленную голову прокуратора взял в руки спустившийся с небес ангел. Это знамение увидела жена Понтия Пилата Клавдия – и также испустила дух, и супругов похоронили вместе, в одной могиле.
Существует и еще одна апокрифическая версия казни Пилата – уже как христианина, при императоре Нероне, в 64 году.
Что же было на самом деле?
В реальности же о дальнейшей судьбе Понтия Пилата практически неизвестно. Примерно в 36 году нашей эры на него был написан донос – в связи с жестокими методами его правления. И префекта вызвали в Рим на суд. Далее следы его теряются.
Существует версия, что Пилат был казнен в 37 году только что пришедшим к власти императором Клавдием. Также есть мнение, что он преспокойно дожил до 41 года и умер в своем поместье. Сведений о том, что при новом императоре Понтий Пилат занимал какой-либо пост, не имеется. Считается, что префекту просто «повезло» — пока он ехал на суд в Рим, прежний император Тиберий умер, а новый не хотел начинать свое правление с казней и потому помиловал Пилата, разрешив ему тихо дожить свой век.
Преемник Пилата
Преемником Понтия Пилата на посту префекта Иудеи стал Марцелл. Он получил эту должность не из рук императора Тиберия, а наместника Сирии Луция Вителлия.
Согласно историческим сведениям, именно до Вителлия дошли сведения о чрезмерной жестокости прокуратора, и он решил заменить его на посту своим другом Марцеллом. Однако буквально через год его сменил Марулл. А еще через несколько лет полномочия префекта были переданы императору Иудеи Ироду Агриппе.
Пилат в искусстве
Благодаря своему участию в деле Иисуса Христа, Понтий Пилат стал героем множества художественных произведений. Наиболее известны роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и его экранизации, а также картина Николая Ге «Что есть истина?» Согласно Новому Завету, именно этот вопрос задал префект в личной беседе с приведенным к нему Христом.
Почему именно Пилат стал столь популярным героем различных произведений искусства? Возможно, художников и писателей привлекала тема выбора, которая четко прослеживается в истории Пилата и Христа. Поступить так, как велит тебе душа и совесть, отпустив на волю симпатичного тебе и явно несправедливо обвиняемого человека? Или же поддаться общественному мнению из боязни всеобщего осуждения? Эта дилемма актуальна и в наше время, поэтому образ Понтия Пилата (в первую очередь библейский) до сих пор волнует умы творческих людей.