Биография, фильмы, личная жизнь режиссера Глеба Панфилова

Великий российский сценарист и режиссер, педагог и драматург родился в небольшом городке Челябинской области – Магнитогорске 21 мая 1934 года. Его отец, Анатолий Петрович Панфилов (1912-1996), потомок уральских кузнецов. Он был творческим человеком, преподавал историю партии в Щукинском училище, совмещал эту деятельность с журналистикой (в годы войны был редактором полевой газеты). Со своей будущей женой Верой Анатолий познакомился на строительстве Металлургического комбината. Мать, Вера Степановна, экономист по образованию, была очень мягкой добродушной женщиной. Она посвящала всю себя своим сыновьям. Отец, как вспоминает Глеб Анатольевич, был строгим, жестким человеком. В противовес ему выступала миролюбивая мать. С ранних лет родители воспитывали в своих детях любовь к труду и верности делу.

Первые шаги в мире кино

В подростковом возрасте Глеб не тяготел к искусству, хотя видел, как увлечен творчеством его отец. По окончании школы он поступил в Ура́льский госуда́рственный техни́ческий университе́т — УПИ́ и́мени Кирова (УГТУ-УПИ), который находился в Свердловске (Нынешний Екатеринбург) на химический факультет. В 1957 году, окончив его, получил работу мастера на местном заводе медаппаратов, затем стал научным сотрудником НИИ. Там он проработал два года. В 1959 году недолго был заведующим отделом пропаганды и агитации Свердловского горкома ВЛКСМ. А в 1961 году поступил в Комсомол. Тогда он всерьез увлекся фотографией, мог часами просиживать в ванной комнате, проявляя бесчисленные снимки, получая от процесса безграничное удовольствие. Он постоянно находился в поисках интересного незаурядного ракурса. Тогда же у юноши возникла идея создания любительской киностудии. На старые аппараты Панфилов вместе со своими друзьями, такими же увлеченными самоучками, снимали документальное кино. Первыми работами стали короткометражки «Нейлоновая курточка» и «Народная милиция» (1958). В 1959 году свердловчане могли лицезреть на местном телеканале документальный проект «Вставай в наш строй». И хотя отснятые картины были далеки от шедевров, перспективного юношу все же заметили и пригласили на местное телевидение.

С 1961 года Глеб трудился оператором на свердловском ТВ, совмещая основную работу с любимым увлечением. На городском канале в последующие годы вышли короткометражки «Убит не на войне», «Нина Меновщикова», «Вставай в наш строй» и художественный фильм «Дело Курта Клаузевица». Во всех картинах Панфилов выступил оператором и сценаристом. По сути все эти фильмы были экспериментальными – Панфилов пытался найти то, чего бы не было у других кинематографистов. Он старательно изучал нюансы режиссерской, сценарной и операторской работ, нащупывал, так сказать, почву.

Годы практики не прошли зря. К 26 годам Глеб Анатольевич полностью удостоверился, в каком направлении хочет развиваться. В 1960 году он успешно сдал вступительные экзамены во ВГИК. Заочно учился на оператора, параллельно снимал документалки и трудился на местной телекомпании. Спустя 3 года будущий кинематографист приступил к изучении тонкостей режиссерского мастерства. В 1966 году Панфилов, получив диплом режиссера, находит работу на киностудии «Ленфильм». Этот период жизни станет для Глеба Анатольевича судьбоносным – через десятилетие он станет главным режиссером киностудии, и вместе с тем будет руководить мастерской на Высших режиссерских курсах.

Начало карьеры

В 1967 году «Ленфильм» выпустил первую полноценную работу молодого, никому доселе неизвестного режиссера, художественный фильм «В огне брода нет». Работу, в которой был настолько реалистично показан дух эпохи Гражданской войны, высоко оценили критики и талантливый, никому не известный режиссер в мгновении ока стал дико популярным. Не все знали, насколько сложно дался Панфилову подбор актеров. Для своего дебютного фильма он искал актрису, которая бы полным воплощением Тани Теткиной. В ней должны были сочетаться юная неопытность, абсолютная наивность, но в то же время бешеная энергия, сила, зрелая мудрость. Такую героиню хотелось бы жалеть и одновременно радоваться за нее. Свою «Таню Теткину» Панфилов нашел случайно, просматривая детскую сказку, в которой юная актриса Инна Чурикова играла Бабу Ягу. Уже через минуту, как он увидел ее, Глеб знал, что Таню будет играть только она и никто больше. Он даже смог убедить худсовет, что только эта молодая артистка сыграет главную героиню, как он задумал.

В огне брода нет
В огне брода нет

После успеха первого фильма Глеб Анатольевич чувствовал себя окрыленным, кинематографисты пророчили ему блестящее будущее. Наконец Панфилов решился реализовать свою давнюю мечту – снять фильм о национальной героини Франции Жанне д.Арк. Однако его идею на киностудии не поддержал. Поэтому режиссеру пришла мысль показать характер Орлеанской дивы другим образом. Так получился фильм в фильме. Жанну сыграла непревзойденная Чурикова, которая на тот момент уже стала супругой режиссера. С фильмом «Начало» в советский кинематограф вернулся к мелодраматическому началу, от которого режиссеры отошли еще в середине 60-х.

На смену «Началу» пришла драма «Прошу слова» (1975), в которой рассказывается о женщине — ярой коммунистке, которая теряет своего ребенка. Ее сына застреливают, как странно, ведь по иронии судьбы она является чемпионом по стрельбе. Ее не сломила даже смерть ребенка – сразу с похорон она бежит на работу. Для Панфилова фильм «Прошу слова» стал сценарным дебютом. Картина была высоко оценена критиками за попытку режиссера найти новый подход к подаче информации. Фильм «Прошу слова» принес режиссеру награды кинофестивалей в Чехии и Испании.

Фильм "Прошу слова"
Фильм «Прошу слова»

В 1977 году Панфилов заканчивает сотрудничество с Ленфильмом и переходит на «Мосфильм». Первой работой на киностудии стали съемки драматической ленты «Тема» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Забегая вперед нужно сказать, что это неоднозначное кино наделало много шума. Первоначально отснятый материал был запрещен к показу, а те, кому довелось увидеть «сырье», считали «Тему» слишком замороченной и сложной для восприятия. Заказчиком картины стало руководство Госкино. Нужно было снять кино, разоблачающее диссидентов и эмигрантов. Место режиссера долго пустовало – никто не хотелся браться за сомнительный проект. Наконец, уговорить удалось Панфилова, который, впрочем, согласился работать в том случае, если сценарий напишет его давний друг Александр Червинский. Так как времени на поиски другого ведущего режиссера не было, руководство согласилось на эти условия, и вскоре команда приступила к съемкам. Съемки длились около года. Но когда лента была показана в высших кругах, последовала сильнейшая критика и фильм «положили на полку». Вплоть до 1981 года Панфилов несколько раз перекраивал фильм, чтобы, наконец, обойти цензуру. И как только не старались руководители Госкино протолкнуть «Тема» на большой экран, сделать это удалось лишь 7 лет после съемок фильма. Параллельно «домучивая» «Тему», Панфилов приступил к экранизации пьесы А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

В 1983 году Панфилов заканчивает работу над фильмом «Васса». Картина снята по мотивам произведения Горького «Васса Железнова». Большинство людей, которые знакомы с этим произведением знаменитого писателя, считают, что рассказ идет о деспотичной, эгоистичной женщине, которая держит в узде всю свою семью. Но Панфилов показал главную героиню с другой стороны: эта умная женщина и деятельная

Фильм васса
Фильм «Васса» 

хозяйка пытается сохранить свою семью, даже не смотря на то, что дети выросли непутевыми, муж изменяет, а невестка и вовсе революционерка. И все, чего она добивалась на протяжении многих лет, в одночасье рухнуло. Сквозь призму героини можно видеть будущую судьбу целой России. За работу «Васса» практически вся съемочная группа удостоилась Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Помимо режиссуры большого кино, Глеб Анатольевич занимался постановкой спектаклей. В 1984 году под его руководством зритель смог увидеть спектакль «Гамлет». Главная роль досталась Янковскому. В 1992 году в театре «Ленкома» (где был поставлен «Гамлет») поставил пьесу «…Sorry». Через 8 лет свет увидела постановка «Аквитанская львица» все с той же Инной Чуриковой в главной роли. В 2012 году вышел спектакль «Ложь во спасение», а в 2017 году – «Аудиенция».

В 1990 году режиссер выпускает пронзительный фильм о материнской участи — «Мать» по роману Горького с использованием мотивов других произведений. Сюжет описывает острые столкновений марксистов и полиции. За каждым человеком идет слежка, и неугодных приговаривают к смерти или лагерям. Картина наполнена режиссерским взглядом. Позиция Панфилова четко видна: кто за власть – он выдает приговор, кто против власти – тем сопереживает и в то же время понимает, что дай им власть – они станут такими же…

В начале 90- х режиссер открывает свою киностудию «Вера». Тогда же начинается многолетняя подготовка к фильму о царской семье.

В 2000-м в прокат вышел фильм «Романовы: Венценосная семья». Картина переносит нас в 1917 год – последние месяцы жизни Николая II и его родных. Кстати, сценаристами проекта выступили все члены семьи Панфиловых – Глеб Анатольевич, Инна Чурикова и их сын Иван.

В круге первом
В круге первом

Пожалуй, самой масштабной работой для Глеба Анатольевича явилась экранизация легендарного романа Солженицына «В круге первом». Как рассказывает сам режиссер, идея снять фильм по мотивам романа появилась у него еще в 70-е годы, когда он имел счастье прочесть его. Но снять фильм в то время, все равно что подписать себе смертный приговор. «Зеленого света» пришлось ждать ровно 30 лет. И вот наконец, Глеб Анатольевич взялся за дело. Для своего масштабного проекта он собрал целую плеяду популярных актеров того времени: Инну Чурикову, Дмитрия Певцова, Игоря Квашу, Михаила Кононова, Евгения Миронова, Альберта Филозова, Ольгу Дроздову.

Сериал произвел фурор в отечественном кинематографе. Работа была представлена на множестве фестивалях, посвященных киноискусству.

Параллельно со съемками сериала Панфилов готовил к выходу в прокат картину под названием «Хранить вечно». Фильм вышел на экраны в 2007 году.

В 2008 году вышла экранизация романа Александра Островского «Без вины виноватые». Это двухсерийный телевизионный фильм, рассказывающий историю известной актрисы, которая приезжает в маленький городок, откуда она убежала 20 лет назад из-за несчастной любви.

Весной 2020 года планируется выход в свет экранизации еще одной повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Фильм расскажет об одном дне жизни простого русского солдата.

   Название                      Описание             Награды

В огне брода нет (1967)

Картина повествует о буднях Гражданской войны. Молоденькая комсомолка Таня Теткина работает медсестрой на поезде, который везет с фронта раненых солдат. Она еще юна и совсем неопытна, поэтому все свои чувства к происходящему и окружающим людям она выражает через рисунки. В ленте отчетливо видно противостояние двух реалий – войны с ее кровопролитными боями и обычной жизни тыловиков, которые видят войну немного в другом свете.

Участие в фильме принимали уже известные на тот момент Инна Чурикова, Михаил Кононов, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Майя Булгакова, Владимир Кашпур и другие. Персонаж Тани имеет необыкновенно интересный характер. В нем удивительным образом сочетаются и гротеск, и драма. С виду нежная и хрупкая Таня на самом деле как тот самый поезд, в котором она едет – с железным стержнем  и стальным характером.

Международном кинофестивале в Швейцарии Панфилов получил приз.

Начало(1970)

Фильм рассказывает о скромной неказистой провинциалке Прасковье, которую замечает столичный режиссер и приглашает девушку снятся в его в фильме в роли Жанны д.Арк. Так появляется вторая сюжетная линия о тяжелых съемках кино, о любви героини к режиссеру, о любовном треугольнике. Наконец, вымученный фильм выходит в прокат и имеет огромный успех. Девушка становится звездой, для нее начинается новый этап жизни.

Почему Глеб решил показать Орлеанскую деву через характер обычной простушки Паши? Да потому что обе девушки – из народа. И та и другая – темпераментные, обладающие быстрой реакцией, жертвенные «девы». Паша, так как же как и Жанна (правда в несколько ином контексте) отчаянно борется за свои убеждения. Обе девушки способны на неожиданные поступки и сильные душевные чувства.

На Венецианском кинофестивале Глеб Панфилов удостоен «Серебряного льва св. Марка, Инна Чурикова получила «Золотого льва св. Марка.

Инна Чурикова признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран»

Тема (1979)

Драма повествует о жизни известного драматурга Кима Есенина. Он испытывает творческий кризис, поэтому едет в Суздаль в надежде найти там вдохновение для своей новой пьесы. В Суздале он знакомится с учительницей и ее семьей, которые живут совсем не так, как Есенин. Пытаясь привлечь к себе внимание юной девушки Саши, экскурсовода местного музея, Ким слышит о себе, как о драматурге, критические высказывания. Она в лицо говорит драматургу, что все его работы не имеют духовной ценности. Поняв, что Саша не будет с ним, Есенин решает уехать в Америку. По дороге из Суздаля его машину заносит. Ким теряет сознание и его подбирает проезжающий мимо милиционер. Дальнейшая судьба Есенина не известна.

Интересно то, что в первоначальном варианте фильм заканчивается смертью главного героя. Однако цензура не пропустила такой конец – в стране не принято было говорить о смерти.

Критики долго не принимали фильм «Тема», в котором с сарказмом показана история популярного столичного драматурга, который на самом деле ничего не значит для обычных провинциальных людей, живущих сельскими заботами.

В 1986 году «Тема» получает премию гильдии сценаристов

Союза кинематографистов СССР.

 

На Берлинском кинофестивале Панфилов и команда забирают сразу четыре приза:

«Золотого медведя», приз ФИПРЕССИ, приз CICAE (международной конфедерации арт-хаус фильмов), приз Евангелической церкви.

Мать (1990)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие происходит в начале 20 века. Картина раскрывает жертвенную натуру матери. Пелагея Власова (играет Инна Чурикова) пытается наставить на путь истинный своего непутевого сына Павла, который увлекается запрещенной литературой. В доме появляются листовки и книги, Паша начинает приводить в дом сомнительных личностей. Однако со временем Пелагея принимает его жизнь и старается следовать везде за ним, чтобы ограждать от всех тягот жизни. Она и гордится сыном, и боится за него, ведь полиция следит за каждым… В Каннах Панфилов получает «Специальный приз жюри».

Европейская киноакадемия награждает Д.Певцова премией «Феликс».

Р.Казарян удостоен премии «Ника».

 

В круге первом (2005)

1949 год. СССР. Осужденные ученые работают над созданием аппарата секретной телефонной связи. Главный герой Глеб Нержин не может принять решение, кому отдать жизнь – ненавистному режиму в обычной тюрьме или смертельному ГУЛАГу.

В сериале есть сквозная сюжетная линия — история дипломата-интеллигента Иннокентия Володина. Он пытается передать в посольство США важную информацию о шпионаже советских разведчиков в отношении американских разработчиков атомной бомбы.

Женская часть актерского состава сыграли жен ученых-зэков. Эти женщины вызывают только отвращение и ненависть, они никому не нужны. Жены спорят между собой, чья участь тяжелее.

В 2005 году картина побеждает в номинации«Лучший телевизионный фильм» и получает  премию «Ника».

Приз телевизионной прессы как «телесобытие года».

ТЭФИ награждает Солженицына за лучший сценарий.

На международном фестивале аудиовизуальных программ в Биаррице сериал выиграл в номинации «Лучший сериал».

В копилке режиссера Панфилова около 20 фильмов-шедевров. Для большинства из них он самостоятельно написал сценарий. Всю свою жизнь Глеб Анатольевич отдал на то, чтобы с экранов телевизоров показать русского человека в русской истории. Чаще всего герой переживает драму, так же как и в определенные период Россия переживала кризисные моменты. В своих кинопроизведения Панфилов показывал 20 век в его представлении: последние месяцы царской семьи, гражданская война, гонение марксистов, ГУЛАГи, экономическое процветание, революции….Все эти события перемешаны с непростыми судьбами самых простых людей.

Личная жизнь

Всем уже давно известно, кто служит музой для легендарного режиссера и сценариста – его супруга Инна Чурикова, с которой он состоит в браке уже более 40 лет. Инна является второй женой Панфилова. От первого брака у Глеба Анатольевича есть сын Анатолий (1957). Он является актером театра и кино, также служит художником-постановщиком. Глеб Анатольевич много времени проводит со своим старшим отпрыском и привлекает его ко многим своим проектам. В браке с Чуриковой у режиссера родился еще один сын Иван (1978). Несмотря на творческих родителей, Иван не стал идти по их стопам. В свое время он закончил МГИМО, получив диплом по специальности «Международное право». А потом… занялся ресторанным бизнесом. Позже в Лондоне он окончил киношколу, и кто знает, может быть в скором будущем, Панфилов младший снимет свой киношедевр.

Глеб Анатольевич впервые увидел свою будущую жену на экране телевизора, когда та играла роль Бабы Яги. Он сразу понял, что именно она должна сыграть в его фильме «В огне брода нет», и не прогадал. На момент знакомства Инне было 23 года, а Глебу – 32. В 1970 году пара сочеталась браком. Как рассказывает сама Чурикова: «Это было для меня подарком судьбы, что я встретила Глеба. Он научил меня говорить своим голосом, найти свой голос..». Хотя, честно говоря, изначально Чурикова не питала к знаменитому режиссеру теплых чувств. Старше нее на 9 лет, он был слишком зрелым и взрослым для нее. Но вскоре на съемках девушка поняла, что ошибалась на счет него: Панфилов оказался очень легким в общении человеком. Он много шутил, а съемочный процесс проходил непринужденно. Глеб же в свою очередь смог рассмотреть в малоизвестной актрисе неординарный актерский талант, который умело раскрыл в своей работе.

Поначалу семейная пара жила в тесной комнатке в коммуналке. Денег катастрофически не хватало. Сценарии фильмы Панфилова руководство киностудии часто «заворачивало», потому что не желало видеть на больших экранах лицо Чуриковой. Видите ли, внешность актрисы была неподходящей. Но Панфилов, даже в самые сложные времена, никогда даже не задумывался о том, чтобы в своем проекте снять в главной роли другую актрису. С боем, но он вырывал у руководства согласие на съемку в проектах своей жены. Каждый, кто знает семью Панфиловых, уверенно скажет, что отношения Глеба и Инны идеальны. Они понимают друг друга с полуслова, практически не ссорятся. Одинаково думают, чувствуют. Им хорошо вместе. Глеб до сих пор называют свою супругу музой.

Семья Панфиловых живет на Воробьевых горах. Режиссер рассказывает, что любит гулять по тенистым аллеям Москвы, смотреть и радоваться, как богатеет и становится все краше столица России. Режиссер не устает повторять, что всю жизнь занимался любимым делом. Его окружают хорошие люди, у него есть любящая семья. Просто ему очень повезло

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: