Наверное, нет человека, который бы не видел фильма «Офицеры», не сопереживал героям… Но как сложилась жизнь у актера, исполнившего роль Алексея Трофимова?
Ранние годы. Великая Отечественная война
Родился Георгий 11 марта 1926 года в Москве. Его отец, Александр Константинович, работал счетоводом на заводе «Феррейн» (позже переименованном в фабрику «Свобода»). Мать, Татьяна Георгиевна, была кассиршей в магазине. Кроме Жоры, в семье было еще двое детей.
Когда началась война, главной мечтой молодого парнишки стало – попасть на фронт. В 1941 году он поступил в Военно-морскую школу, в следующем – стал юнгой на катере «Отважный», в 1943 был назначен рулевым, а потом сигнальщиком. Однажды произошел такой случай: жившая на судне собака внезапно упала за борт. Жора бросился ее спасать, нырнул, а когда всплыл на поверхность – катера уже не было… Поэтому он всю жизнь трепетно относился к братьям нашим меньшим.
С войны он вернулся с медалью Ушакова – за личный подвиг. Потом уже получил медали за взятие Вены и Будапешта. Существует версия, что молодой Юматов якобы был представлен к званию Героя Советского Союза, но документы вернулись – власти сочли, что парень слишком молод для такой награды. Сам Георгий Александрович об этом ничего не рассказывал и скорее всего это просто легенда.
После войны. Попадание в кино
Вернувшись в Москву, Юматов поступает на актерский факультет Киношколы при киностудии «Мосфильм». Новый, 1946 год, он встречал в компании новых друзей в ресторане Дома Кино. Там-то его и заметил режиссер Григорий Александров. Пригласил к своему столику и предложил – приходи на «Мосфильм», я как раз снимаю кино. Парень воспользовался приглашением и получил крохотную эпизодическую роль помощника гримера в фильме «Весна». Это было начало большого пути…
Разумеется, участие Александрова в жизни симпатичного морячка на этом не закончилось – вскоре он привел Георгия во ВГИК к своему коллеге режиссеру и педагогу Сергею Герасимову. Выслушав абитуриента, тот произнес – «мне нечему Вас учить!» — и устроил Юматова в Театр-студию киноактера, а потом пригласил в свой фильм «Молодая гвардия» на роль Анатолия Попова. Роль небольшая, второплановая – но все равно уже достаточно заметная, не эпизодическая. Надо сказать, что в этой картине дебютировали многие актеры, ставшие потом мега-звездами советского кинематографа – Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Инна Макарова, Людмила Шагалова, Сергей Гурзо. И, конечно же, Георгий Юматов. Именно с этого фильма началась его серьезная кинокарьера.
Звездные роли
Вскоре предложения посыпались как из ведра. За короткое время актер сыграл в фильмах «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Разные судьбы», «Рядом с нами», «Очередной рейс». Но особенно ценил он фильм «Жестокость», где сыграл Веньку Малышева, заместителя начальника угрозыска, занимающегося розыском таежной банды. В картине показано противостояние между доверием к людям и безрассудной жестокостью, между пламенным революционером и бездушным демагогом. Не выдержав напряжения, главный герой кончает жизнь самоубийством…
После этой картины, вышедшей в 1959 году, Георгий снимался в филмьах «Первое свидание», «Порожний рейс», «Не забудь… станция Луговая» и многих других. Как обычно, играл солдат или простых работяг. Но всегда сравнивал свои роли с Венькой Малышевым, и сравнение оказывалось не в их пользу. Все характеры были достаточно топорными, стандартизированными. Порой только личное обаяние Юматова оживляло «деревянный» сценарий.
Судьбоносная встреча
Именно на съемках «Молодой гвардии» Жора познакомился с любовью всей своей жизни – актрисой Музой Крепкогорской. Ее мать, Лидия Ивановна, была по происхождению дворянкой, отец – бывший аккомпаниатор самого Федора Шаляпина. Девушка была крайне своевольной, взбалмошной, избалованной. Симпатичная кудрявая блондинка-хохотушка с милыми ямочками на пухлых щечках – она запала бравому морячку в самое сердце. Тогда у Музы был другой ухажер, но как можно было устоять перед обаятельным Юматовым? Молодые люди вскоре сыграли свадьбу. Правда, жених с радости так наклюкался, что мало что соображал… Но это не помешало всеобщему веселью.
После свадьбы молодого супруга ждало разочарование – молодая жена явно не собиралась вить уютное семейное гнездышко. Музы была крайне озабочена построением карьеры, все время мечтала о новых ролях. Также любила и погулять, и принарядиться – в общем, времени на быт катастрофически не хватало. Заботу обо всем взяла на себя теща – они и готовила, и убиралась. Георгий помогал Лидии Ивановне и очень привязался к ней – когда матери Музы не стало, он плакал, будто бы потерял родную мать…
После ухода из жизни тещи все заботы о быте легли на плечи самого Юматова. Правда, в этом ему активно помогали влюбленные поклонницы. Некоторые из них – например, Галина Громова – успевали обслуживать два дома: готовили всевозможные разносолы, простирывали и переглаживали белье и т.д.
Георгий очень хотел иметь детей, но жена, надеясь на то, что вот-вот ей предложат настоящую, большую роль, постоянно делала аборты. Однажды Юматову удалось уговорить супругу оставить ребенка, шел уже четвертый месяц беременности – и вдруг Музе предложили хорошую роль. Георгий Александрович в это время был на съемках и узнал о предложении через знакомых. Испугавшись, что жена может наделать глупостей, актер помчался в Москву. Дома Музы не было, не нашел он ее и в Театре киноактера… Одна из подруг призналась, что та собиралась на квартиру к частной повитухе, назвала адрес. Юматов был там уже через полчаса – но, к сожалению, опоздал… Ту самую злополучную роль Крепкогорская так и не получила, а поздний аборт навсегда лишил ее возможности иметь детей…
Георгий долго не мог простить такого поступка. Несколько лет супруги жили порознь, но потом вернулись друг к другу. В их жизни не всегда было все гладко – случались и измены (причем обоюдные). Один раз Муза ушла от Юматова к актеру Сергею Столярову. Георгий же по молодости периодически крутил романы на стороне. Но тем не менее они не могли жить друг без друга и всегда соединялись вновь… Наверное, это и называется любовью?
Характер
Все друзья и коллеги отмечали, что характер у Георгия Юматова был не сахар… Он был очень вспыльчивым, за малейшую грубость сразу порывался дать по морде. Конечно, были у актера и проблемы с алкоголем. Если в молодости пагубное пристрастие еще не давало о себе знать, то с возрастом Юматов стал «закладывать» все чаще. Именно поэтому в каждом фильме, где играл Георгий, с ним обязательно снималась и его жена – обычно в малюсеньком эпизоде. Так режиссеры подстраховывались – ведь только Муза могла удержать супруга от запоя. Однако и ей не всегда это удавалось. Например, главную роль в фильме «Белое солнце пустыни» — красноармейца Сухова – Юматов таки потерял – и потом всю жизнь жалел об этом.
В работе давала о себе знать и отчаянная смелость, натренированная в военные годы – Георгий всегда работал без дублеров. Самостоятельно выполнял трюки на лошадях – в том числе падал на галопе вместе с лошадью (на такое отваживались немногие из актеров).
1970-1980-е годы. «Офицеры».
Уже в 1970-х годах слава Юматова пошла на убыль… Его все реже приглашали сниматься – в том числе и из-за дурной славы – ведь артист постоянно кодировался, потом срывался… Подведет – думали режиссеры – и звали других, более надежных. Хотя в 1971 году был снят фильм «Офицеры», на некоторое время вернувший актеру былую популярность.
Интересно, что на момент начала съемок фильма отношения между Георгием Юматовым и Василием Лановым были отнюдь не дружескими. Когда-то, еще в конце 1950-х, Георгия пригласили на пробы к фильму «Павел Корчагин», а утвердили в итоге Ланового. Юматов этого не забыл. Однако в процессе совместной работы актеры не просто помирились, а действительно стали близкими друзьями.
Алина Покровская, игравшая жену Алексея Трофимова (роль Юматова) признавалась, что на съемках «Офицеров» царила совершенно особая атмосфера дружественности и взаимопонимания. Молодая актриса сразу приглянулась обоим партнерам по фильму, и они стали – то ли в шутку, то ли всерьез – за ней ухаживать, и даже ревновали друг к другу. Романа с Юматовым как такового и не было – тем более на площадке присутствовала Крепкогорская, игравшая в эпизоде. Но, тем не менее, Георгий с наслаждением играл в семью (ведь по сюжету у его героя рождается сын). Хотя бы так он реализовал мечту о детях, так и не осуществившуюся в реальности…
В 1980-х годах сниматься приглашали все меньше и меньше, однако и в этот период было несколько знаковых ролей – например, в фильме «Приступить к ликвидации» или сериале «ТАСС уполномочен заявить».
Роковой выстрел. За что сидел….
В 1990-е годы актер практически не снимался, если не считать нескольких незначительных эпизодов. Театр киноактера прекратил свое существование. Жили Георгий с Музой на скромную пенсию, потихоньку распродавая остатки былой роскоши. В таких условиях Юматов стал все чаще прикладываться к бутылке… А тут еще умерла любимица супругов, член семьи – собачка Фрося. Они подобрали ее щенком на улице, выходили и 11 лет песик радовал хозяев беззаветной преданностью. И вот в марте 1994 года питомца не стало. Бездетной парой потеря единственного утешения расценивалась как настоящая трагедия. Георгий и Муза всю ночь не спали, а наутро пожилой мужчина вышел во двор, дабы предать верного друга земле.
Копать могилу одному было несподручно, и актер попросил помощи у дворника – тридцатитрехлетнего азербайджанца Захида-оглы Мадатова. После похорон Юматов предложил подняться к нему в квартиру – за расчетом, ну и «помянуть» за одно. А дальше версии разнятся. Известно лишь одно – слово за слово, между хозяином и гостем началась словесная перепалка. Сам Георгий впоследствии мало что помнил, так как незадолго до происшествия выпил успокоительного, а потом еще и запил это все водкой. Так или иначе, дворник позволил себе сделать резкий выпад в сторону артиста. Одни утверждают, что Мадатов упрекнул хозяина квартиры в том, что тот так убивается из-за какой-то собаки. Другие полагают, что азербайджанец стал рассуждать о том, что победа Гитлера в войне обеспечила бы россиянам несравненно лучшую жизнь, чем та, которую они сейчас ведут.
Юматов, конечно же, не мог простить оскорбительных слов. Как потом выяснил личный адвокат, между мужчинами завязалась потасовка, в ходе которой Мадатов достал нож и кинул его в противника. Нож прошел в миллиметре от головы актера, лишь слегка задев кожу. В ответ Георгий Александрович снял со стены ружье, еще отцовское, и сам не понял, как произвел роковой выстрел… Осознав, что натворил, он сам вызвал милицию. Народного артиста СССР арестовали…
Конечно же, за Юматова тут же заступились его друзья и коллеги. Была написана петиция – упоминались и воинские заслуги актера, и его достижения в искусстве. Да и возраст уже был солидный – большого срока Георгий мог просто не потянуть. Поклонники из числа милиционеров обеспечили кумира всем необходимым – поместили в тюремную больницу под надзор врачей, поставили телевизор, окружили заботой.
В итоге он отсидел всего два месяца в следственном изоляторе. В мае 1994 года в связи с 50-летием Победы была объявлена амнистия фронтовикам, по разным причинам оказавшимся в тюрьме. В конце 1995 года дело было прекращено.
Последние дни. Смерть….
Однако для Юматова случившееся стало страшным ударом. Он сам не мог себе простить – бросил пить, стал ходить в церковь. За короткий срок пережил два инфаркта и инсульт…
Георгий с супругой готовились отпраздновать золотую свадьбу. Но актеру не суждено было дожить до знаменательной даты… Он скончался 4 октября 1997 года от разрыва брюшной аорты. Через два года ушла из жизни и его Муза…
Похоронен Георгий Юматов на Ваганьковском кладбище в Москве, вместе с женой и тещей. Это место для своей матери когда-то выбил брат Крепкогорской Виктор. Его семья была крайне недовольна, что на их участке захоронят «убийцу»…