В период с 1943 по 1946 год около 20 тыс. француженок было обвинены за связь с немецкими военными в период оккупации Франции Германией. Среди женщин самого разного социального положения и занятости в причастности к “горизонтальному коллаборационизму” отметились также звезды первой величины.
Коко Шанель
Габриель Шанель известна и уважаема во всем мире благодаря вкладу, внесенному ею, в женскую моду. Именно Шанель упростила дамский гардероб, убрав излишества и оставив минимум деталей, необходимых для комфортной носки. При этом в своих моделях она сохранила за женщиной право быть красивой и элегантной.
Удобство и простоту Шанель, как известно, почерпнула из мужской моды. Габриель, очевидно, рано поняла, что у мужчин есть чему поучиться, а некоторые методы и вовсе стоит взять на вооружение.
Когда в 1940 году Франция капитулировала перед Германией, Шанель уже обрела имя, статус и связи. В начале войны ей пришлось закрыть свои магазины, однако, в остальном жизнь успешной кутюрье мало изменилась. Обосновалась Шанель в роскошном отеле Ritz, в котором на тот момент право проживать имели исключительно представители арийской расы.
Габриель всегда умела налаживать и поддерживать связи с теми, у кого была власть. “Держаться на плаву” 57-летней Шанель в сложившемся положении помог 44-летний немецкий офицер, барон Ганс Гюнтер фон Динклаге. Он и обеспечил уважаемой мадам достойное проживание, заодно склонив Шанель к сотрудничеству с оккупационными властями. Так, Коко Шанель стала “агентом F-7124”.
Знакомство с Динклаге оказалось кстати, когда Шанель узнала, что ее единственный племянник попал в плен в числе других молодых французов. Хлопотами тетушки Андре Паласс вскоре был освобожден. Взамен Шанель обязали отправиться в Мадрид для сбора информации.
Насколько успешна была поездка доподлинно неизвестно, однако, судя по всему, Шанель привлекалась к разведывательной деятельности и в дальнейшем, т.к. в документах абвера ее имя встречается не раз.
В то время, когда малая часть французов ушла в Сопротивление, Шанель, сотрудничая с оккупантами, спокойно обустраивала свои дела. Деловая хватка опытного предпринимателя проявилась у модистки также в тот момент, когда сотрудники немецкой военной разведки пообещали Шанель контроль над парфюмерным бизнесом, некогда принадлежащий ей, но утраченный.
В далеком 1924 году лицензию на владение этим бизнесом она передала братьям Вертхаймер, этнически евреям. Однако, попытка Шанель вернуть прибыльное дело не увенчалась успехом, Вертхаймеры к этому времени, находясь в США, на выгодных условиях уже продали бизнес другим дельцам.
В 1944 году Францию освободили. Для мадам Шанель наступили сложные времена. Её не обрили налысо, не разрисовали свастикой, как многих других француженок, замеченных в связях с фашистами, не провели голой через весь город. Нет, Габриель Шанель, человек располагающий связями с различными полезными людьми, знала, к кому обратиться. Из-под ареста и дальнейшего суда за коллаборационизм ее освободили хлопотами У. Черчилля, а также других влиятельных людей, с условием, что она покинет Францию. На родину Шанель вернулась в 1954 году. Интересно, что финансовую помощь после всего произошедшего ей окажет один из братьев Вертхаймер.
Коринн Люшер
Для отечественного современника имя Коринн Люшер ни о чем не говорит. Французский же любитель старого кино наверняка помнит молодую, красивую актрису 40-х годов ХХ века. То было время Коринн Люшер, звезды первой величины.
Коринн родилась в семье известного во Франции журналиста Жана Люшера. Сниматься в кино Коринн начала будучи еще 14-летним подростком. К моменту оккупации Франции Германией ей было всего 19 лет, а за ее плечами уже была бурная, насыщенная любовными романами, жизнь.
Отец Коринн уверенно поддержал установившийся оккупационный режим в стране и всячески взаимодействовал с фашистами. В жизни Коринн, тем временем, появилось новое любовное увлечение — Отто Абец, бригадефюрер СС.
Абец был одним из руководителей оккупационной администрации. В его обязанность изначально входили, главным образом, решение вопросов правильного преподнесения французам идей Третьего рейха. Это был достаточно влиятельный господин при коллаборационистском правительстве. В 1944 году именно Абецу поручили разрешить, так называемый, “еврейский вопрос”.
Меж тем, фашисты тоже люди, им также не чужды чувства и желание отношений. Чувства Коринн и Отто были взаимными, перспективы — блестящими, но неожиданно в августе 1944 года фашистскому режиму пришел конец, а вслед за ним конец и сказочным отношениям.
Абец бежал. Коринн вместе с отцом также устремились в бега, понимая, что им придется заплатить за симпатии к немцам. Курс они держали на Германию, однако, оказалось, железнодорожные пути оказались разрушены, пришлось пересесть на автомобиль. Путь к безопасности был тернист.
С трудом отец и дочь Люшер добрались до Италии, и, казалось, все плохое позади, можно выдохнуть и начать новую жизнь. Но в мае 1945 года и отца, и дочь арестовали.
Суд приговорил Пьера Люшера к смертной казни. Коринн отсидев несколько месяцев в тюрьме, вышла на свободу. Ее лишили всех гражданских прав, также запретили заниматься профессиональной деятельностью.
Будучи больной туберкулезом, Коринн умерла в возрасте 29 лет. Отца казнили в 1946 году. Отто Абец пережил Коринн на 9 лет, в 1959 году он погиб в автокатастрофе.
Арлетти
Она же Леония Батти, некогда дочь прачки и начальника трамвайного депо, а ко времени оккупации — одна из звезд французского кинематографа. Шанель была из числа ее подруг.
Фашистский режим принес Арлетти только бонусы. В профессиональном плане актриса сыграла свои лучшие роли (“Мадам Сен-Жен”, “Вечерние посетители”, “Дети Райка”), а в личном — у Арлетти случился роман с офицером люфтваффе Гансом Юргеном Зерингом.
Этого было достаточно, чтобы из вчерашней любимицы толпы поклонников Арлетти стала объектом осуждения и ненависти. Как и остальные подобные ей женщины, Арлетти предстала перед судом. Но каяться не входило в планы актрисы. Более того, на нападки и обвинения в связях с фашистами она смело парировала: “Их просто не надо было сюда пускать!” И не поспоришь.
Арлетти провела несколько месяцев в концентрационном лагере, потом в тюрьме, а потом еще два года под домашним арестом. К съемкам она так больше и не вернулась, однако прожила долгую жизнь (94 года), несколько подпорченную утратой зрения в результате аварии. С возлюбленным времен оккупации Арлетти никогда больше не виделась. Он оказался в ФРГ, погиб в 1960 году.
Историй, подобных этим, было великое множество. Среди кинодив в связях с фашистами были отмечены также Жослин Гоэль и Мирей Бален. Им также пришлось заплатить немалую цену за попытки приспособиться к вражескому режиму.
Вопросы типа почему женщины шли “в постель с врагом”, а не возглавили, скажем, сопротивление останутся без ответа. Мы видим только верхушку айсберга. Знать, что привело дам-коллаборационисток к роковому решению, нам не суждено. У каждой из них своя мотивация, в основе которой, безусловно, было желание просто жить.