Герои бывают разные. В обычной жизни каждый из них по-разному несет это звание. Александр Маринеско, несомненно, герой, но знаем мы его и с другой стороны, как своенравного, сильно пьющего, непредсказуемого человека. Как бы ни были непривлекательными эти черты, но, возможно, именно благодаря им Маринеско и вошел в историю.
Родился Александр Иванович Маринеско в Одессе. По отцу он был румыном, и исконная его фамилия — Маринеску. Иона Маринеску был матросом. Он отличался бурным нравом, и в свое время его едва не расстреляли за избиение офицера. Однако, Иона сумел сбежать в Одессу, где затерялся в шумном портовом городе, женился и обзавелся потомством.
Как и отец, Александр Маринеско также решил связать свою жизнь с морем. После окончания шести классов он стал учеником матроса, еще через два года — матросом 1 класса. В 1933 году Александр окончил Одесский мореходный техникум, после чего стал выходить на пароходах в море вторым и третьим помощником капитана. В том же году он был отправлен на курсы для командного состава Красного флота. А по окончании учебы Маринеско распределили на Балтийский флот, где он стал штурманом подводной лодки Щ-306.
Через два года Маринеско прошел переподготовку и был назначен командиром лодки М-96. Зарекомендовал молодой человек себя тогда с положительной стороны, его судно было признано лучшим в плане военной подготовки, и за это он получил звание капитан-лейтенанта.
В 1941 году Маринеско фактически был не у дел. Лишь раз отправился он нести прибрежный дозор в район Моонзундских островов.
Капитан откровенно скучал и заполнял рутину жизни подручными средствами: алкоголем и картами. Незамеченной такая беспечная жизнь не осталась, и в октябре того же года
Маринеско был исключен из кандидатов в партию за “пьянку и организацию азартных игр в дивизионе подлодок”, на том наказание и ограничилось.
В начале 1942 года М-96 получила повреждения в ходе вражеского обстрела Ленинграда, и Маринеско снова оказался в бездействии на целых полгода.
Выйдя, наконец, в море, капитан М-96 сразу же отличился, потопив крупное судно. Хотя факт затопления корабля подтвержден не был, и командование просто поверило Маринеско на слово, ему все же вручили орден Ленина. Интересно, что после войны “потопленное” судно обнаружилось в составе советского флота (СССР получил его от Германии за нанесенный ею ущерб).
Тем не менее, благодаря этому случаю Маринеско удалось несколько реабилитироваться в глазах руководства, и в следующий раз ему доверили выполнение десантной операции. Не привлекая внимания, подводная лодка М-96 должна была высадить на Нарвском побережье группу разведчиков и в определенное заранее время также скрытно их эвакуировать. Свою часть работы Маринеско выполнил безукоризненно, за что был повышен до звания капитана 3-го ранга, а также восстановлен в ряды кандидатов в партию.
В 1943 году Маринеско переходит на новую лодку С-13, именно на ней спустя полтора года он совершит свои самые громкие подвиги.
В октябре 1944 года после длительного бездействия Маринеско отправился в боевой поход. И снова ему повезло обнаружить вражеское судно, которое он поспешил атаковать, обстреляв из артиллерийских орудий. Однако обстрел траулера оказался не столь удачным, как позже описал его в своем рапорте Маринеско, несколько приукрасив картину. В действительности корабль был поврежден, но не затонул, а был отбуксирован немцами и отремонтирован. Тем не менее подвиг Маринеско отметили орденом Красного Знамени.
Новый 1945 год Маринеско со своей командой встречал в финском Турку. Впереди их ожидал боевой поход. Но увлекшись весельем и симпатичной хозяйкой местной гостиницы, командир выпал из своей военной жизни на целых два дня. Тем временем его команда также проводила время в свое удовольствие.
Командующий Балтийским флотом Трибуц был готов отправить под трибунал неуправляемого Маринеско, однако сдержался, т.к. в короткие сроки найти аналогичного ему профессионала оказалось проблематично. Александр Иванович в свою очередь надеялся снова вернуть расположение командования, отметившись подвигом в предстоящем походе.
Возможность как-то проявить себя подвернулась не сразу, пока на пути С-13 не возник сияющий огнями немецкий корабль “Вильгельм Густлофф”.
До войны это был шикарный круизный лайнер, но потом его стали использовать как плавучий госпиталь и учебную базу. В январе 1945 года “Вильгельм Густлофф” пригодился для эвакуации беженцев из Восточной Пруссии. В свой последний раз корабль вышел сильно переполненным гражданскими. Помимо этого на борту находилось около 1000 курсантов-подводников, 400 женщин вспомогательного персонала флота и экипаж численностью 150 человек.
Маринеско обнаружил немецкий корабль, когда тот включил огни, ожидая подход тральщиков. Тремя торпедами С-13 сразил “Вильгельма”. Спастись с тонущего судна смогли около 1000 человек. Всего по разным данным на борту находилось от 5000 до 6000 человек.
Спустя десять дней С-13 под командованием Маринеско потопил еще один немецкий корабль “Генерал Штойбен”. Из 3000 человек, находящихся на его борту, спаслось около 700.
Конечно, узнав об успехах Маринеско, командование “закрыло глаза” на недавние события в Турку, и Александр Иванович был награжден орденом Красного Знамени.
На том геройские подвиги Маринеско закончились. После войны Александр Иванович был разжалован в старшие лейтенанты и снят с должности командира подводной лодки “за систематическое пьянство, халатность и бытовую распущенность”.
Он совсем недолго поработал командиром тральщика, затем на торговом судне помощником капитана. А в 1949 году бывший командир подлодки устроился в Ленинградский НИИ переливания крови, однако и там он трудился недолго, т.к. был обвинен в растрате средств и осужден на три года лагерей. Освободившись, Маринеско устроился снабженцем на один из ленинградских заводов.
В 1960 году был отменен приказ о его разжаловании, и теперь он мог получать капитанскую пенсию. Правда, не долго. Спустя три года в возрасте 50 лет командир Александр Маринеско скончался.
Интерес к фигуре моряка вернулся в перестроечный период, и буквально за год до распада СССР указом М. Горбачева А. Маринеско было присвоено звание Героя России. Однако в связи с этим до сих пор не утихают споры, а настоящий ли Маринеско герой, и в чем вообще его геройство? Может, ему просто случайно повезло? Так, в сознании людей порой “некрасивое” поведение человека никак не вяжется с его геройской стороной личности.