При Сталине в нашей стране возводили гигантские объекты: Беломоро-Балтийский канал, Днепрогэс, Магнитка. Но среди сталинских мегапроектов были и те, что потребовали фантастических денег и сил, но в итоге оказались недостроенными. Или попросту, брошенными.
А ведь в случае реализации, они могли бы стать гордостью страны.
Сахалинский тоннель
Идея о строительства моста или тоннеля в Татарском проливе стала реальностью в 1950 году, когда Сахалин стал окончательно советским (японское население было репатриировано). В апреле 1950 года на заседании правительства с участием Сталина решили строить тоннель. Общая длина этого сооружения ( за 50 лет до Евротоннеля под Ла-Маншем) должна была составить 13,4 километра, в том числе подводная часть – 7,3 километра. Курировал проект Берия. В подчинение самого «эффективного менеджера» СССР было 58 тысяч заключенных. Срок строительства – пять лет, стоимость – 2,7 миллиарда рублей.
К весне 1953 года строители пробили лесные просеки, уложили 120 км железнодорожных путей, на мысе Лазарева прорыли ствол шахты и насыпали искусственный остров диаметром 90 метров. Но сам тоннель не успели даже начать, потому что 5 марта 1953 года Сталин умер и строительство заморозили.
Но есть версия, что тоннель пробили, и длина его составила 10 км. Однако потом внутрь хлынула вода и строительство пришлось остановить. Но так ли это, неизвестно: многие документы по строительству «объекта №6» до сих пор засекречены.
«Дорога мертвых»
Дорога по советскому Крайнему Северу, которая дублировала Севмор путь, строилась с 1947 по 1953 годы. Она называлась по- разному: «Пятьсот веселая», «Сталинка», «501». Но чаще всего – «Дорога мертвых». Это наименование было вызвано тем, что ее строительство сопровождалось большим количеством жертв.
Дорогу строили с двух концов: со стороны Салехарда и со стороны Игарки. Планируемая протяженность — 1400 км. Это была авантюрой чистой воды — дорогу строили без предварительной сметы и даже без финансового плана. До 1953 года в условиях вечной мерзлоты было уложено 848 км путей. Но что это были за пути: постоянные обвалы, сход поездов, обрушенные мосты. Из-за плохого качества поезда на некоторых участках шли со скоростью 15 км. в час. Дорога была брошена спустя три недели после смерти вождя народов. Она обошлась стране приблизительно в 2 млрд. рублей. Сколько уложили человеческих жизней, история умалчивает. Но на ее строительстве работали около 120 тысяч заключенных. И смертность была очень высокой даже по гулаговским нормам.
Главный Туркменский канал
Протяженность этого водного пути, соединяющего Каспийское и Аральское море, должна была составить более 1200 километров. Ширина канала — более 100 метров, глубина — 6—7 метров. К весне 1953 года в Каракумлаге (подразделение ГУЛАГа, строившее канал) находилось свыше 12 тысяч человек.
В декабре 1950 года заключенные заложили новый город Тахиаташ на одноименной излучине реки Амударьи. Построили обводной канал, теплоэлектроцентраль, электроподстанцию и еще целый ряд более мелких объектов. Но когда умер Сталин, дальнейшее строительство прекратилось. Приказ отдал Берия — «эффективный менеджер» решил, что это слишком дорогая затея. Вместо него стали строить Каракумский канал( он уже давно стал символом советского не профессионализма и безответственного отношения к природе). Сегодня специалисты считают: если бы Главный Туркменский был построен, Аральскому морю ничего бы не угрожало.
Дворец Советов
В 1931 году по приказу Сталина объявили конкурс на строительство Дворца Советов – гигантского высотного административного здания для проведения сессий Верховного Совета и массовых демонстраций. Дворец должен был стать самым высоким зданием в мире и символизировать победу социализма. В конкурсе принимали участие выдающие зарубежные и советские архитекторы: Гропиус, Корбюзье, Щусев, Алабян, Щуко. В результате победил проект Бориса Иофана. Согласно его проекту, стоэтажный дворец должен был устремиться ввысь на 420 метров, его должна была венчать стометровая статуя Ленина. Фактически все здание должно было стать пьедесталом для гигантского памятника.
Строительство началось в 1937 году и должно было закончиться в 1942 году. Для суперсовременного здания придумали множество технических новинок: создали специальную марку стали – ДС. Для упрочнения стен котлована, придумали «битумизацию» грунта — закачивали битум в специальные скважины. Эта технология использовалась в СССР впервые. Строительство довели до высоты семи подземных этажей, и тут началась война. Стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. А после войны строительство решили не возобновлять.
Сколько денег было угрохано на строительство, неизвестно. Но очень много! А уж про уничтоженный храм Христа Спасителя и другие разрушенный центр Москвы и и говорить не приходится.