Кумовство, разврат, жестокость! Что творили, как отбирались и жили опричники при Иване Грозном?

Были ли опричники настолько жестокими, как мы их сейчас себе представляем? По этому вопросу мнения историков разделились. Некоторые полагают, что опричное войско – настоящие маньяки с кривыми саблями, метлами и собачьими головами, наводившие ужас на всех жителей страны. Кто-то же считает, что это было вполне себе прогрессивное войско для того времени. Истина, как всегда, где-то посередине… Или нет?

Были ли опричники действительно патологически склонными к насилию людьми, почти что маньяками? И если да, то в чем это проявлялось? Постараемся разобраться.

Введение опричнины

Как известно, опричнина была введена в 1565 году, после возвращения Ивана Грозного из Александровской слободы в Москву. Введение опричнины было главным условием возвращения на престол якобы «уставшего от дел» и не желавшего править царя. На самом деле это был хитрый ход – раз народ сам призвал своего правителя обратно, значит должен терпеть и подчиняться.

Данная политика изначально предусматривала разделение русских земель на две части: опричнину и земщину. И если первая безраздельно принадлежала царю, то второй правили бояре.

Причинами резкой смены политического курса стало недоверие Ивана IV к своим прежним фаворитам – деятелям «Избранной Рады». Алексей Адашев подвергся опале наряду с прочими бывшими приближенными царя. Цель Ивана состояла в ускоренной централизации страны, а также в приближении ко двору людей малознатных, которые были бы благодарны правителю за возвышение и платили бы ему собачьей преданностью. Именно это и символизировали пресловутые собачьи головы, притороченные к седлам воинов.

Необходимо заметить, что подозрительность Ивана Грозного зародилась не на пустом месте. Действительно рядом с ним находилось немало несогласных, недовольных его политикой людей. Настоящим ударом для него стало предательство приближенных – во время его болезни те открыто отказались присягать сыну Ивана младенцу Димитрию и стали готовиться возвести на престол двоюродного брата царя Владимира Старицкого. Разумеется, свою роль в увеличении подозрительности правителя сыграло и бегство его друга князя Андрея Курбского в Литву.

Опричные расправы. Деяния царя

Расправы над неугодными царю людьми начались практически сразу после введения нового режима. Сначала опала коснулась представителей знатных родов – Головиных, Куракиных и др. При этом доставалось не только господам, но их слугам.

Как правило, по приказанию царя, опричное войско выезжало к опальному боярину и полностью разоряло его имение. Дворовых крестьян могли посечь саблями, а могли согнать в амбар и поджечь – упоминания о страшных зверствах того времени сохранили летописи. Так что было бы неправильным представлять Ивана Грозного как заступника простого народа и истребителя «угнетателей-бояр».

Подозрительность царя все более и более обострялась. Так, в 1567 году он заподозрил видного боярина Ивана Петровича Федорова в измене: ему донесли, что старик то ли сам желает сесть на престол, то ли участвует в заговоре с целью возвести на трон двоюродного брата правителя. Царь, склонный к разного рода эффектам, решил казнить боярина, разыграв перед ним целое театральное представление. Он пригласил Федорова на пир, заставил надеть царские одежды, сам же встал перед ним на колени и промолвил: «Теперь ты добился, чего хотел, ты – великий князь». И тут в руке Ивана блеснул нож… А верное опричное войско сразу же добило раненого.

Н.В. Неврев. Убийство боярина И.П. Федорова
Н.В. Неврев. Убийство боярина И.П. Федорова

Казнив предполагаемого предателя (хотя его участие в заговоре не было доказано), а также и его жену, Иван лично поехал разорять имение Федорова. Современник тех страшных событий, иностранный дипломат, вспоминал, что почти год правитель объезжал все имения и села убитого, дабы насладиться производимым опустошением. И тут Иван Грозный не оставил своей страшной склонности к театральщине – слуг Ивана Федорова он велел запереть в клетку и поджечь.

В 1568 году был выслан в ссылку в Тверской Отроч монастырь, а позже задушен там выступавший против опричнины митрополит Филипп Колычев. В 1570 году был убит главный соперник Ивана – князь Владимир Старицкий – царь повелел отравить его вместе со всей семьей.

Самым масштабным событием опричной эпохи стал разгром Новгорода в 1570 году. Получив известие о готовящейся там измене, Иван IV решил лично посетить вольнолюбивый город. 8 января царь прибыл в Новгород. Сначала вроде бы ничего не предвещало беды – правитель посетил собор святой Софии, отстоял службу… Но внезапно, выйдя на паперть после литургии, Иван Васильевич закричал «гойда!». И «верные псы» начали многонедельное разорение города. Страдали все: и знать, и простые жители. Людей сжигали на кострах, топили в реке Волхов. Точное количество жертв до сих пор неизвестно, однако в синодике Ивана есть красноречивая запись, относящаяся как раз ко времени 1570 года: «По Малютиной сказке (то есть по словам Малюты) отделал 1490 человек».

Иногда царь негодовал на слишком уж жестокие и разорительные опричные набеги и даже поручал провести расследование и наказать виновных. Вот только виновными чаще всего признавали не опричников, а представителей земщины – и у войска появлялся новый повод пойти в поход – уже против нового опального.

Казни

Опричные казни известны своей ужасающей театральностью. Царь любил подобные зрелища и всегда стремился к эффектности. Наиболее масштабной стала казнь 1570 года – когда Иван IV вернулся из разоренного Новгорода, он решил искоренить измену и в Москве.

В. Владимиров. Казнь боярина
В. Владимиров. Казнь боярина

Наиболее яркой фигурой среди казненных в тот страшный день был посольский дьяк Иван Висковатов. Его обвинили в сговоре с поляками, татарами и османами. Но в настоящее время историки доказали, что все обвинения были беспочвенны. Впрочем, подозрительный царь, получив донос, почти никогда не проверял справедливость обвинений, предпочитая сразу же «вырезать измену под корень», не разбирая правых и виноватых.

Иван Висковатов был привязан к столбу на площади. Собралось множество народа… По сигналу царя каждый должен был подойти к осужденному и отрезать кусок его плоти. Первым это сделал главный опричный пособник Ивана Грозного Малюта Скуратов – он отрезал несчастному нос. Последним отрезавшим плоть Висковатова стал опричник Иван Реутов – после этого дьяк скончался. Но Ивану показалось, что «изменник» мучился недостаточно долго, и что Реутов специально решил сократить страдания осужденного. Разгневавшись, царь повелел казнить и Реутова, но тот через несколько дней заболел чумой и умер, так и не дождавшись окончательного приговора.

Среди других страшных по своей изощренности казней можно назвать расправу над боярином Козариновым-Голохватовым. Опасаясь за свое будущее, он предусмотрительно ушел в монастырь и принял схиму. Однако это не спасло вельможу от государева гнева. Иван Грозный издевательски заявил, что раз боярин стал монахом, так и должен лететь на небо – и приказал посадить его на бочку с порохом.

По одной из версий, новгородского епископа Леонида обшили медвежьей кожей и затравили собаками на потеху государю. Боярина Фуникова обливали попеременно то холодной, то горячей водой, пока с него не сошла вся кожа.

Современные защитники Ивана Грозного пытаются представить его исключительно прогрессивным правителем, без каких-либо маниакальных отклонений. Вот только чем иным, как не помешательством, можно объяснить такую дьявольскую изощренность в пытках и казнях того времени? О раздвоении сознания царя свидетельствует и его сложное отношение к Православию. С одной стороны, исступленная религиозность, а с другой – преступление всех религиозных заветов о милосердии.

Казни в то время – дело обычное. Но Иван IV ужасал даже в то жестокое время…

Рядовые опричники. Повседневная жизнь

Кто-то может возразить: «Вы говорите о деяниях царя, а что же простые опричники?» Но именно они и помогали жестокому правителю вершить страшные расправы. Без их деятельной «помощи» это просто было бы невозможно.

Кадр из фильма «Царь»
Кадр из фильма «Царь»

Конечно, повседневная жизнь рядового опричника не состояла лишь из пыток, казней и разорений имений опальных бояр. Как ни странно покажется на первый взгляд, но все опричники в обязательном порядке… посещали службы вместе с набожным царем.

Главная «вотчина» опричнины располагалась в Александровой слободе. Именно там набожный государь и ходил на службы. Причем Иван Васильевич представлял себя игуменом, а все остальные были как бы «монахами». Специально для совместной молитвы с правителем для опричников были сшиты одежды, напоминавшие монашеские.

Царь гордо именовал своих приспешников «братией». При этом тех, кто по лености или же по иным, даже уважительным причинам, не являлся на обязательные утреннюю службу (начинавшуюся в четыре часа утра), Иван приказывал нещадно бить палками.

А.С. Максимов. Царь Иван в Александровой слободе
А.С. Максимов. Царь Иван в Александровой слободе

Любопытно, что под монашеским «рубищем» опричники (и сам царь) зачастую носили роскошные одежды из парчи и шелка. Модными при опричном дворе считались маленькие бархатные шапочки-тафьи, сделанные на манер татарских. Некоторые даже осмеливались не снимать эти головные уборы в церкви. Также среди опричников было распространено щегольство, они со вниманием относились к своему внешнему виду, следили за собой.

После продолжительных молитв следовали роскошные пиры, на которые приглашались и представители земщины. Вот только не всегда им удавалось возвратиться с такого «веселья» живыми. Порой их участь уже была предрешена…

Во время пира царь мог раздавать чаши с вином своим приспешникам – это считалось проявлением особой милости. Но для кого-то такая чаша могла стать последней…

В. Васнецов. Пир у Ивана Грозного
В. Васнецов. Пир у Ивана Грозного

Например, разгневавшись за что-то на воеводу Дмитрия Овчину-Оболенского, Иван IV приказал ему подать огромную чашу с вином. Настолько огромную, что ее физически было невозможно выпить. На этом пиру присутствовал и Генрих Штаден, немецкий авантюрист, бывший одно время в числе опричников Грозного. Он впоследствии описал эту малоприятную картину: бедный князь, опасаясь гнева царя, стал жадно пить вино, но, не поглотив и половины, остановился, и все выпитое стало извергаться обратно. Царь, не показывая своего гнева, «милостиво» пригласил воеводу прийти в свои винные погреба – дескать, там он найдет вино по своему вкусу. Но в темных погребах Овчину уже ждали подговоренные Иваном псари, которые и задушили несчастного.

Интересно, что приказания об убийстве или разорении имения опального боярина царь раздавал прямо в церкви сразу после службы, отстоянной вместе с «братией». При этом Штаден отмечал, что ничьими другими услугами в таких делах Иван IV пользоваться не любил – никому другому не доверял. Таким образом, все зверства, творимые в то время, недаром приписывают именно опричникам.

Но были ли опричники действительно такими же «психопатами», как и их господин? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Разумеется, кто-то из них был патологически склонен к жестокости. А у кого-то, вероятно, просто не было выхода…

Отбор в опричники. Разврат

Отбор в опричное войско производился «по родству» — в списках найдено немало родственных фамилий. Вероятно, таким образом стремились упрочить верность царю – ведь измена одного неизбежно вела к уничтожению всего рода. В основном в опричники шли дворяне, но были и некоторые представители боярства.
За опричниной накрепко закрепилось представление, как о чем-то развратном. Но были ли они, ночные оргии Ивана Грозного с молодыми опричниками. Исторических подтверждений тому не имеется. Вероятнее всего, опричники в обычной жизни не были более развратными, чем прочие московские обыватели. Но вот привычка царя выставлять все напоказ сыграла с ним и его приближенными злую шутку – «непотребства» в повседневной жизни, гордо выставляемые напоказ, воспринимались намного острее. Так, например, то, что Иван, не стесняясь, «менял жен как перчатки», способствовало закреплению за ним образа «сластолюбца», человека, одержимого похотью.

Кадр из фильма «Иван Грозный»
Кадр из фильма «Иван Грозный»

Наверное, кто раз видел эпизод из фильма Сергея Эйзенштейна «Пир опричников», тот не сможет забыть это зрелище никогда. Настоящая буйная оргия с гомоэротическим подтекстом – молоденький Басманов пляшет перед государем в летнике – женском платье. Но могло ли быть такое на самом деле?

Упоминание о нетрадиционных отношениях Федора Басманова с царем и опричных оргиях мы встречаем в сочинениях князя Андрея Курбского. Но к тому времени он уже не жил на Руси и к царю относился резко отрицательно – поэтому мог просто передать недостоверные слухи, в которые ему хотелось бы верить. Сложнее опровергнуть свидетельства иностранцев, бывших при дворе в то время – они также в своих записках прямо упоминают, что связь государя с Басмановым имела интимный характер.

Поговаривали, что именно за обвинение Федора в содомии и был подвергнут жестокой расправе на опричном пиру воевода Дмитрий Овчина-Оболенский, о котором упоминалось ранее.

А еще при опричном дворе очень ценилось… умение пошутить. Царь обожал, как мы бы сейчас сказали, «черный юмор». Впрочем, это можно понять уже по тому, с каким наслаждением он придумывал казни и пытки своим подданным. Но порой царскую насмешку приходилось испытать на себе и опричникам. Так, когда в плен попал любимец Ивана опричник Василий Грязной, царь собственноручно писал ему письма, в которых подтрунивал над положением пленника. А тот отвечал ему такими же задорными письмами, несмотря на свое тяжелое положение. При всем этом Иван Васильевич даже не подумал выкупить товарища.

Конец опричнины

Однако всему рано или поздно приходит конец… Закончилось и время опричнины. В начале 1570-х годов царь начинает разочаровываться в своей «братии», начинает уже подозревать и их в «неверности». Итогом становятся казни уже видных опричников – отца и сына Басмановых, князя Афанасия Вяземского и др. А когда в 1571 году разрозненное русское войско не смогло противостоять набегу крымских татар, царь полностью осознал неэффективность такого способа управления. В 1572 году опричнина была официально отменена, Иван даже запретил под страхом смерти произносить это слово вслух. Но все же некоторые элементы этого строя продолжали оставаться.

Приближенные царя были переименованы в «государев двор». А впоследствии Иван Грозный еще раз предпримет попытку разделения страны, посадив на престол «фейкового» царя Симеона Бекбулатовича.

Еще одной причиной развала опричнины стали постоянные ссоры между самими опричниками. Они стали доносить друг на друга, каждый желал быть ближе к государю, стать его доверенным лицом, «братия» раскололась на партии. К тому же, если сначала стимулом пробиваться повыше было честолюбие, то впоследствии приближенные царя руководствовались лишь страхом и желанием выжить, примкнув к более сильной партии среди опричных.

Итогом опричнины стало фактическое разорение страны, сильный экономический упадок. Конечно же, власть царя при этом увеличилась, так как подкошены были самые знатные боярские роды. Но в то же время правитель лишился и достойных умных советников. Кроме того, именно опричнина положила начало закрепощению крестьян, вылившемуся в итоге в многолетнее рабство… В 1581 году введены были так называемые «заповедные годы», запрещавшие переход от одного помещика к другому.
Также опричнина стала косвенной причиной наступления Смутного времени и последовавшей за ним смены правящей династии. Задумывавшаяся как нечто прогрессивное, опричнина в итоге не оправдала ожиданий даже своего создателя – Ивана Грозного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: