Не сахар и не мед. Какой на самом деле была жизнь русских цариц?

«Кабы я была царицей…» — мечтают героини сказки А.С. Пушкина. Но что на самом деле означало быть русской царицей? И такая ли завидная была их доля? Как выбирали невесту будущему или действующему государю? Разберемся во всем этом в нашей статье.

Выбор невесты

Прежде чем молодая девушка получала статус царской невесты, а потом и царицы, она проходила через своеобразный «конкурс красоты». Он мог быть честным, а мог проходить и «по блату» — все как в наше время.

Саму традицию смотра царских невест привезла на Русь княгиня Софья Палеолог, византийская принцесса и супруга Ивана III. Первый такой отбор был проведен в 1505 году, и на нем выбрали жену сыну Палеолог Василию III. Далее таким же образом выбирал себе жен Иван IV и его сын царевич Иван Иванович.
Первые цари из династии Романовых также не нарушали данной традиции – выбирали себе супругу и Михаил Федорович, и Алексей Михайлович, и его сын Федор Алексеевич. Конечно, не обходилось при этом и без интриг и без счастливых случайностей тоже.

Например, третья жена Ивана Грозного Марфа Собакина, из незнатного рода, была все же выбрана царем – за красоту. Но ко времени свадьбы девушка была уже серьезно больна… Скорее всего, ее отравили родственники и приближенные отставленных конкурсанток. Ведь родичи будущей царицы мгновенно становились фаворитами у государя, получали боярство и значимые чины. Поэтому выдать дочь за царя было не только почетно, но и весьма выгодно.

Скульптурный портрет Марфы Собакиной, восстановленный по черепу
Скульптурный портрет Марфы Собакиной, восстановленный по черепу

Несмотря на явную хворь невесты, царь, видимо, надеялся на ее выздоровление – уж больно красива была Марфа. Свадьбу таки сыграли, но увы, через две недели девушка умерла… Иван Грозный уверил духовенство, что в по-настоящему супругами они так и не стали – и получил разрешение на новый брак.
Кстати, представление о том, что царь на смотре выбирал чуть ли не из тысячи девушек сразу, в корне неверно. Так поступил лишь однажды Иван IV, самолично выбрав Собакину из 1500 претенденток. Остальные же цари и царевичи выбирали из заранее отобранных их приближенными конкурсантов – самых красивых и имевших наиболее цветущий вид.

К. Маковский. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем.
К. Маковский. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем.

Интриги сопровождали и выбор невесты царем Михаилом Федоровичем в 1616 году. Самому ему очень понравилась претендентка Мария Хлопова. Михаил нарек ее официальной невестой и поселил в специальных покоях. Но мать царя, Ксения Шестова (в иночестве Марфа), воспротивилась выбору сына, у нее были свои планы. В итоге девушку чем-то отравили, да так, что у нее открылась многодневная рвота. Этого было достаточно, чтобы объявить ее больной и непригодной к роли царицы. В итоге Хлопову с семьей сослали в Тобольск. Но жениться Михаил категорически отказался, оставшись верен любимой.

После возвращения из плена отца, патриарха Филарета, вновь встал вопрос о женитьбе – сын, поддерживаемый отцом, вновь завел разговор о Марии и возможной женитьбе на ней. Но для Ксении Шестовой приглашение сосланной по ее прихоти Хлоповой было бы официальным поражением, позором… Поэтому она приложила все усилия к тому, чтобы Михаил отказался от этой затеи. В итоге первый правитель из династии Романовых женился достаточно поздно для своего времени, в 1624 году. Хлопова же была поселена в Нижнем Новгороде на особых правах, ей было выделено содержание, замуж девушка так и не вышла, оставшись в роли вечной царской невесты.

Первая жена Михаила вскоре умерла – вероятно, также была отравлена. И в 1626 году был организован второй смотр. Выбранная в итоге претендентка – Евдокия Стрешнева – попала туда случайно. Будучи дочерью «худородных» дворян, она была взята туда в качестве компаньонки одной из кандидаток, дочерью окольничего Григория Волконского. А в результате стала русской царицей. Интересно, что, Михаил Федорович, по-прежнему любивший прежнюю избранницу, сначала не выбрал никого, никто ему не был мил… Но после настоятельных просьб матери избрал Евдокию, сжалившись над ее печальным положением приживалки в семье богатых родственников.

Евдокия Стрешнева
Евдокия Стрешнева

Интриги сопровождали и выбор супруги сыном Михаила Федоровича Алексеем. Приглянувшуюся ему на первом смотре девушку Ефимью, нареченную царской невестой, нарядили в царские одежды и специально причесали слишком туго. В результате несчастная упала в обморок прямо перед царем – и ее объявили «припадочной» (то есть больной эпилепсией).

Свадьбы русских цариц

Что же происходило с девушкой после наречения ее царской невестой? Ее переселяли в особые палаты. Царь и его окружение еще некоторое время присматривались к избраннице, а потом уже игралась свадьба.

К. Маковский. Боярский свадебный пир
К. Маковский. Боярский свадебный пир

Свадьба была расписана как по нотам. Жених сначала находился в своих покоях, а невеста – в Золотой палате. Далее они по очереди отправлялись в Грановитую палату, причем первой туда приходила невеста, а уже потом – царственный жених.
Зал Грановитой палаты уже к тому времени был подготовлен: весь устлан коврами и заставлен драгоценной посудой. Молодым обустроено было место на возвышении.
Далее в этом же парадном зале под чтение молитвы священнослужителем проводился традиционный обряд чесания волос жениху и невесте. Гребень предварительно смачивали в вине. После этого жених и невеста отправлялись в собор на венчание, а потом возвращались обратно в палату на свадебный пир. Любопытно, что в продолжение этого пира новобрачные не должны были ничего есть и пить, вплоть до самой брачной ночи.

Жизнь русских цариц после свадьбы

Казалось, после столь роскошного торжества царскую супругу ждут лишь бесконечные развлечения и райская жизнь… Но это было не так. Конечно, жизнь царицы тех времен была намного легче жизни простой крестьянки. Она не занималась тяжелой работой, с воспитанием детей помогали няньки и мамки. Но все же существование царской жены не назовешь легким или интересным.

Жизнь после свадьбы
Жизнь после свадьбы

У царицы были две основные обязанности. Первая – это деторождение, которому придавалось особое значение – ведь нужно же было обеспечить династию наследниками. Поэтому приветствовалось рождение крепких и здоровых мальчиков. Вторая же традиционная обязанность – это соблюдение традиционных обрядов, в первую очередь религиозных и вообще занятие богоугодной деятельностью. Практически все царицы имели собственный вышивальные мастерские, где изготавливались покровцы для церковной утвари, покрывала для мощей святых, плащаницы для церковных богослужений, вышивались облачения для священников и т.д. Вышитые самой царицей предметы были одним из самых почетных подарков для любого монастыря или же священнослужителя.

В общем, все было как в старинной немецкой поговорке – три «К» — Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь). Разве что вместо кухни (готовили все-таки слуги) было вышивание… Не слишком разнообразно, не правда ли?

Вышивка царицы Анастасии Романовны, жены Ивана IV
Вышивка царицы Анастасии Романовны, жены Ивана IV

Конечно, были у царицы и «развлечения» — если их можно таковыми назвать – богомольные поездки по монастырям. Это была единственная возможность выехать хоть куда-либо.
В быту царице помогали ближние служанки – их число могло доходить до пятидесяти. При этом еще имелись и «верхние боярыни», приближенные к государыне, ее наперсницы. Каждодневным развлечением было слушание чтения церковных книг, пение религиозных песнопений. Также в палате царицы могли жить «шутихи», «карлицы» — для увеселения.
Еще одна функция русских цариц – заступничество. Порой опальные бояре и провинившиеся дворяне направляли официальные послания супругам государей с просьбой о помиловании. Однако возможность послать челобитье самой государыне представлялась далеко не каждому.
Интересно, что спали супруги в разных комнатах – традиция спать вместе считалась свойственной лишь «низкородным» и бедным людям. Днем государь занимался делами, а вечер обычно проводил в кругу семьи. Если же он желал провести время с женой наедине, то приглашал ее в особые покои.

Спальня во дворце Московского Кремля
Спальня во дворце Московского Кремля

Что касается интимной темы – исполнения супружеского долга, то здесь можно не сомневаться – особого разнообразия не существовало. Чрезмерная похоть всегда осуждалась религией, а потому плотские развлечения практиковались лишь для продолжения рода и только в традиционной позе. Разнообразие интимной жизни порицалось как стремление ко греху и разврату.

Запреты

Жизнь русских цариц состояла из множества запретов. Самый главный и наиболее странный – запрет показывать свое лицо. Скорее всего такая традиция пошла от татаро-монголов. Кроме того, данный запрет родился и из распространенного в те времена суеверия – считалось, что, если царица будет демонстрировать себя кому попало, ее и ее детей могут сглазить. А плодовитость и здоровье детей, как мы помним, главная задача царицы. Поэтому ее и оберегали от сторонних глаз.

Молились супруги государей в особой отведенной для этого домовой церкви – для совершения службы к ним приглашались священники. Могла царица прийти и на молебствие в собор, но тогда она стояла в специально отведенном для нее месте, за легкой занавеской. Если же на кремлевском дворе проводилось какое-либо интересное действо (например, традиционный выезд патриарха в Вербное воскресенье), супруга царя могла наблюдать за происходящим из окон своей палаты.

При всех выездах и выходах на улицу царицу непременно закрывали от посторонних взоров шедшие рядом слуги. По городу и на богомолье она ездила в закрытой карете, запрещалось даже открывать окна. Да и вообще поездки в гости были под запретом – при необходимости нужных царице людей или же ее родственников просто приглашали в ее покои, сама она ни к кому не ездила.

Даже осмотр лекарем не предполагал того, что лицо царицы кто-либо увидит. Зачастую при приглашении доктора супруга государя находилась за ширмой и оттуда вещала о своих недомоганиях, а ближние боярыни при необходимости разъясняли все лекарю. Щупали пульс в полной темноте, а запястье предварительно обертывали тонкой тканью – чтобы рука постороннего мужчины не коснулась царицы.

Как правило, царицы вовсе не участвовали в государственных делах, не сидели вместе с мужьями на приемах, не участвовали в собраниях Боярской Думы. Но иногда бывали и исключения. Достаточно прогрессивной для своего времени была царица Ирина Годунова, жена сына Ивана Грозного Федора Иоанновича. Сохранились сведения о том, что она лично принимала дары от иностранных послов и даже вела с ними беседу. Также имеются упоминания о том, что Ирина часто присутствовала на собраниях Боярской Думы. Она наравне с мужем принимала иерусалимского патриарха Иеремию, вручала ему ценные подарки и приложила со своей стороны немалые усилия к учреждению на Руси патриаршества. Вела личную переписку с королевой английской Елизаветой I, которая называла Годунову «любезнейшей кровной сестрой».

Ирина Годунова. Скульптурная реконструкция по черепу
Ирина Годунова. Скульптурная реконструкция по черепу

Однако Ирина все же не осмеливалась нарушать традиции. На венчание на царство своего супруга она смотрела из окна своей палаты – при этом окно было распахнуто, и народ мог лицезреть свою царицу.

«Свободомыслием» отличалась и вторая жена царя Алексея Михайловича – Наталья Нарышкина. Она вполне могла при поездке по городу растворить окно своей кареты, чем немало шокировала жителей столицы. Прогрессивная молодая жена даже побывала на первом в России театральном представлении – правда, наблюдала она за ним все же из особых покоев, из-за решетки. Таким же образом, из-за приотворенной потайной двери, она наблюдала и за приемом иностранных послов. Алексей Михайлович всегда шел навстречу супруге и организовывал все так, чтобы она могла видеть какие-то интересные ей события.

Наталья Нарышкина
Наталья Нарышкина

Считается также, что активно вмешивалась в политические дела супруга Бориса Годунова Мария Скуратова-Бельская. Современники писали о ней как о крайне честолюбивой и властолюбивой особе. Предполагали, что именно по ее наветам и по ее желанию Годунов проводил репрессивную политику среди бояр. Однако здесь супруга выступает скорее в роли «серого кардинала» — непосредственного участия в политической жизни Мария все же не принимала, и в собраниях Боярской Думы не участвовала.

Наведение порчи

Одним из самых страшных преступлений было наведение порчи на царя, царицу и их детей. Тогда верили, что злой умысел, произнесенные заклинания или же посыпание следа царицы пеплом может сказаться на здоровье царя и всей его семьи. Поэтому если вдруг случался какой-то донос на эту тему, всех сразу же призывали к ответу.
Точно так же строго взыскивалось с холопов, осмелившихся сказать «непотребное» слово о царе или царице. За брань и ругань в адрес царственных особ могли сослать и даже лишить жизни.

Такое внимание к теме «порчи» объясняется очень просто: в те времена медицина была еще на зачаточном уровне. Многие болезни лечились отварами или же кровопусканием. Естественно, далеко не каждый организм мог справиться с болезнью, поэтому люди умирали достаточно рано по нынешним меркам, прожив от 40 до 50 с небольшим лет. Высокой была и младенческая смертность была характерна как для крестьянской, так и для царской семьи. Велика была вероятность, что долгожданный сын и наследник внезапно заболеет и скончается в младенческом возрасте. Этого боялись больше всего… Поэтому искали возможность предотвратить страшный исход – и поскольку медицина не могла помочь, приходили к мистическому толкованию событий. Болезнь и смерть расценивалась как следствие порчи, «наговора», потому что в таком случае можно было надеяться на ее предотвращение – достаточно лишь вовремя разоблачить «заговор» колдуний и ведуний.

Можно заключить, что жизнь царицы в допетровские времена не отличалась разнообразием. Активное участие в политической жизни страны супруги правителей стали принимать лишь в XVIII веке. Тогда же окончательно ушел в прошлое обычай закрывать лицо. Однако и в петровскую эпоху находились женщины, предпочитавшие жить «по-старому». Это была, например, вдовствующая царица, жена брата Петра по отцу Федора Алексеевича Марфа Апраксина.

Первой русской царицей стала Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, а последней – Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. После получения русскими правителями императорского статуса их жены стали именоваться императрицами. Наступило новое время, в котором взгляд на положение женщины в корне изменился.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: