Дорога жизни, спасшая Ленинград в годы Великой Отечественной

Пролетая над Ладожским озером, в воде можно увидеть темные прямоугольные силуэты.

Это грузовые автомобили, провалившиеся в полыньи зимой 1941-1942 годов. Все они перевозили грузы в Ленинград или вывозили жителей по военной автодороге № 101.

Именно так называлась единственная дорога, связывающая осажденный Ленинград со страной. Трасса, которой жители города обязаны всем, получила название «Дорога жизни».

8 сентября 1941 г. немецкими войсками был взят Шлиссельбург. Город Ленинград был изолирован от остальной страны плотным кольцом. Сразу же возникла проблема со снабжением 3-х миллионного города продовольствием и топливом. Даже при сниженных в сентябре-ноябре нормах потребления хлеба ежедневно требовалось 500 тонн муки.

Ленинград, как, впрочем, и другие крупные города, и до войны не имел продовольственных и топливных запасов на длительное время. Для обеспечения многомиллионного города нужны огромные складские территории и мощная инфраструктура. Поэтому снабжение велось что называется «с колес». Все необходимое привозилось, своих же запасов было на неделю.

Почти сразу после блокады сгорели «Бадаевские склады» с продовольствием. За два месяца суточная норма отпуска продуктов снижалась несколько раз. После того, как нормы снизили в четвертый раз, в городе начались первые смерти от голода. Поставка всего необходимого для города было возможна исключительно через озеро Ладога.

Сама идея движения по льду Ладоги грузового транспорта была не нова. В финскую войну таким способом осуществлялось снабжение нашей окруженной 168-й дивизии.

19.11.1941 г. был издан приказ об организации автотракторной дороги мыс Осиновец – острова Зеленцы – деревни Кобона и Лаврово. Ответственным за организацию перевозок стал начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Н.Ф. Лагунов.

Движение началось в это же день на повозках с лошадьми. Позднее подошли грузовые автомобили ГАЗ-АА. Дорога имела две полосы противоположного направления длиной 40-50 км. Отдельно были проложены транзитная и «угольная» трассы. По ней в город доставлялось топливо. Были созданы места для обогрева и питания, технической помощи, размещения и отдыха регулировщиков. Против авиации немцев действовали более 20 зенитных батарей.

Немецкие войска пытались всеми способами дезорганизовать работу дороги. Особенно мешала авиация. После налетов оставались полыньи, которые быстро заносило снегом. Туда провалились более 150 автомобилей, иногда вместе с шоферами.

Для помощи водителям было привлечено до тысячи человек регулировщиков. В большинстве своем женщин. Несмотря на морозы они, сменяя друг друга, круглые сутки дежурили на трассе. Днем – с красными флажками, в темное время – с керосиновыми лампами либо с двухцветными фонарями. Сегодня рядом с первым мемориальным столбом на Дороге жизни стоит памятник «Девушка-регулировщица».

В эту зиму дорога работала до 10.04.1942 г. В период с ноября по апрель перевезено 343 тысячи тонн грузов и вывезено более полумиллиона жителей. Если сравнивать: транспортной авиацией за это время перевезено 3,6 тысячи тонн. В сто раз меньше.

Совершенно очевидно, что без трассы №101 Ленинград бы не выжил. Поэтому то название, которое она носит – Дорога жизни, полностью соответствует ее значению в судьбе города на Неве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: