Как жил Ермак «Покоритель» Сибири и почему его хоронили мусульмане?

Один из самых загадочных персонажей русской истории. Ермак Тимофеевич, покорителе Сибири, известно совсем немногое. Безусловно, такой человек реально существовал, но кем он был по происхождению, где родился и как умер – практически все покрыто мраком неизвестности.

Мы попытаемся разобраться в легендах и определить степень их достоверности. Так кем же был казацкий атаман на самом деле?

Происхождение и имя

Точное происхождение Ермака неизвестно. Существует версия, что он был донским казаком, а также – что он родился в Сибири, на берегах реки Чусовой – отсюда и прекрасное знание здешних мест.

Фамилии у Ермака не было, неизвестно точно даже его подлинное имя. Соратники называли его либо Ермаком Тимофеевичем, либо Ермолаем Тимофеевичем. Ермак – это скорее имя, нежели чем прозвище, так как прозвище у предводителя казаков было Токмак. Это известно из достоверных источников – прозвание атамана упоминается в одном из документов Посольского приказа. Прозвище «Токмак» происходило от просторечного «токмачить» — «бить, калечить» и свидетельствовало о весьма крутом нраве, а также о силе его носителя.

Само имя Ермак могло иметь прототипом несколько имен из святцев. Начнем с того, что существовало имя Ерм или Ерма – так звали одного из семидесяти апостолов Христа – то есть, имя было древним, и родившегося в этот день младенца вполне могли так назвать. Как известно, в просторечии часто видоизменяли имена на более удобные для русского языка. К примеру, непривычное для славянина римское имя Флор трансформировалось на Руси в более комфортное для произнесения Фрол. Вполне возможно, что так произошло и с именем Ерм или Ерма – буква «к», добавленная в конце, сделала его более удобным.

Среди вероятных прототипов имени Ермак исследователи называют также «Ермолай» и «Еремей», имеющие схожие с ним корни. Менее распространенный вариант – имя Герман. Существует и версия, что данное имя произошло не от имени святого, а от прозвища. Например, «ирмаком» называли жернов для ручных мельниц, похожим словом именовали и котел для приготовления пищи. Некоторые полагают, что настоящее имя предводителя казаков – Василий Тимофеевич Аленин, в таком случае Ермак и Токмак – это именно прозвища.

Последняя версия об имени и происхождении легендарной личности изложена в Есиповской летописи, написанной в 1636 году и повествующей о Ермаке и его походе. В данном источнике заявляется, что предки атамана были родом из Суздаля. Отец, Тимофей Аленин, «от скудости хлебной» решил перебраться на реку Чусовую к Строгановым, где и родилось у него три сына – Таврило, Фрол и Василий. Василий, с ранней молодости отличавшийся недюжинной силой, сколотил себе дружину, с которой занялся разбойничеством.

Имеет право на существование и версия о тюркском происхождении имени – известно, что у татар и башкир имя «Ермак» до сих пор в ходу. У казахов же оно звучит несколько иначе: «Ермек». Именно в связи с именем появилось предположение о тюркском происхождении самого Ермака. Возможно, он был местным жителем – ногайцем или сибирским татарином. Любопытно, что один из самых известных портретов атамана изображает его с явными восточными чертами. Хотя, надо признать, что все портреты героя были созданы много позже его гибели, прижизненных изображений не сохранилось.

Что было до Сибирского похода?

Бытует мнение, что Ермак «пришел ниоткуда и ушел в никуда» — появился внезапно, прямо перед походом в Сибирь, и что предыдущие его деяния неизвестны. Но это не так!

Ермак был казачьим атаманом задолго до Сибирского похода, и даже успел поучаствовать в Ливонской войне. Он упоминается в письме литовского коменданта Могилева к королю Стефану Баторию – атаман с казаками дошел по Днепру до Могилева и Шклова, потом участвовал в снятии осады Пскова, в битве под Лялицами остановил шведов. По мнению одного из биографов Ермака, историка Руслана Скрынникова, атаман участвовал еще в славной битве при Молодях 1572 года, остановившей движение крымских татар с ханом Девлет-Гиреем на Москву.

Один из самых ранних портретов Ермака
Один из самых ранних портретов Ермака

Так что Ермак перед Сибирским походом имел весьма насыщенную битвами и сражениями биографию, чем и объясняется его дальнейший успех.

Строгановы

Строгановы – известный купеческий род, ведший свое происхождение от сибирских поморов. В 1570-х годах они уже владели крупными участками земли в Сибири, и неоднократно подвергались нападению со стороны черемисского хана Кучума. Для защиты от татарских набегов, в 1582 году они приглашают на службу местную дружину казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. В составе дружины были такие умелые воины-атаманы, как Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк и другие. После двух месяцев, проведенных у Строгановых, казаки выступили в поход за «Каменный пояс» (Урал).

Строгановы провожают Ермака в Сибирский поход
Строгановы провожают Ермака в Сибирский поход

Существует версия, что до того, как поступить на службу к Строгановым, Ермак со своими казаками успел не только повоевать в Ливонской войне, но и поразбойничать. Например, шотландский врач на русской службе и путешественник Джон Белл писал о Ермаке, что тот был разбойником, грабившим проезжавших по дорогам. После он сбежал в Персию, а потом объявился на Урале, ища убежища от царского преследования. Однако стоит учитывать, что Джон Белл родился спустя более ста лет после гибели Ермака, и записывал сведения о нем с чужих слов.

Сибирский поход и личность атамана

К моменту начала похода Ермаку было около 40-45 лет от роду. Получается, что родился он 1537-1542 годах.

Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком»
Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком»

О завоевательных методах казачьего атамана сохранились совершенно различные сведения. Одни историки убеждены в его благородстве, отсутствии излишней жестокости. Другие же полагают, что он был достаточно жестоким – например, разорил и сжег дотла столицу Сибирского ханства Искер. Также были перебиты все непокорившиеся князьки в окрестностях города Назым. Но эти действия можно понять – ведь расправа с врагами была непременным условием демонстрации силы.

Казахский историк М.К. Зиманов считает, что именно войско Ермака виновно в разорении Сарайшика, однако, скорее всего, это была совершенно другая шайка казаков – под предводительством атамана Богдана Барбоши.

Стоит учитывать и тот факт, что противник Ермака – хан Кучум – славился неумеренной жестокостью, направленной в том числе и против мирного населения. Многие местные народы предпочитали поклониться казацкому атаману, поскольку он требовал присяги московскому царю и дани, но не страдал необузданной жестокостью.

Известно, что Ермак был строг и к собственным дружинникам – около 20 из них он велел казнить в устрашение другим. Вероятнее всего, казненные допускали грубые нарушения дисциплины, а возможно, и позволяли себе излишнюю жестокость по отношению к мирному населению? В любом случае, без строгости и жесткости удержать в рамках повиновения бесшабашных казаков было бы невозможно.

Смерть Ермака и его захоронение

Относительно кончины славного атамана мнения историков также разнятся. Классическая и полулегендарная версия – атаман утонул, когда попытался ночью переплыть Иртыш после внезапного нападения татар. Молва винила в гибели Ермака подаренные царем две тяжелые кольчуги, но, вероятнее всего, атаман был еще и ранен. Существует и другая версия – предводитель утонул, просто неудачно попытавшись перепрыгнуть из одного струга на другой.
Что стало потом с телом Ермака тоже достоверно неизвестно. По легенде, его выловил татарин-рыбак Яныш, Бегишев внук. На тело погибшего съехались посмотреть знатные мурзы и даже сам Кучум.

Миниатюра из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова. Тело Ермака вылавливают из Иртыша
Миниатюра из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова. Тело Ермака вылавливают из Иртыша

Согласно легенде, татары, узнав о гибели Ермака, несколько дней пировали, выставив тело на всеобщее обозрение и стреляя в него из лука. Согласно словам очевидцев, тело атамана пролежало без захоронения около месяца и начало разлагаться. Тогда татары сняли с Ермака две его кольчуги – они перешли к калмыцкому тайджи Аблаю, а спустя полвека были отбиты русскими казаками. Татары захоронили тело атамана в деревне Баишево на почетном месте, но не на местном кладбище, так как он не был мусульманином.

Предполагаемое место захоронения Ермака
Предполагаемое место захоронения Ермака

Но расположение могилы Ермака именно близ Баишевского кладбища, ныне оспаривается. Существует версия, что его могила находится на территории Миякинского района Республики Башкортостан.

Любопытный факт: Кунгурская летопись сохранила сведения о том, что от снятых с Ермака одежд больные татары стали получать исцеления, а воинам от его кольчуги была большая удача в бою. В связи с этим татары запретили поклонение и паломничество на могилу Ермака, так как он не являлся мусульманином, и это шло вразрез с их религией. Однако есть предположение (довольно фантастическое, впрочем), что вера в чудотворения от личных вещей атамана побудила татар провозгласить его мусульманским святым.

Был ли Ермак мусульманином?

Как ни странно, но в последнее время данный вопрос поднимается все чаще и чаще. В «Истории Сибирской» С.У. Ремезова имеются сведения о том, что атаману казаков бек Елычай хотел отдать в жены свою дочь, что он был захоронен именно по мусульманскому обряду, а по пятерым убитым из его ватаги казакам местное население (ногайцы) даже плакали. Но здесь стоит учитывать несколько моментов – во-первых, хорошее отношение местного населения к казакам может свидетельствовать об их достойном поведении на завоеванных территориях.

Сохранившаяся о воинах Ермака добрая память говорит о том, что бойцы дружины не позволяли себе жестокости по отношению именно к местному населению (разумеется, не к врагам, воевавшим против них с оружием в руках). Во-вторых, «История Сибирская» писалась на основании легенд, ходивших в среде сибирских татар и иных местных жителей. Поэтому там не стоит искать исторической достоверности. Но, несомненно, появление такого рода рассказов и легенд свидетельствует о том, что Ермак со своей дружиной смог запомниться мирному населению не как жестокий завоеватель, а как благородный воин и герой.

Память

Памятники Ермаку Тимофеевичу установлены во многих городах России – в Новочеркасске, Иркутске, Тобольске, Новосибирске, Томске, Сургуте и др. О нем написано множество книг – как художественных, так и научно-биографических. В 1996 году был снят масштабный художественный фильм «Ермак», а в 2019 году состоялась премьера одноименной оперы.

Ермак на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде Великом
Ермак на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде Великом

Именем Ермака был назван первый в мире линейный ледокол. А в начале ХХ века по образцу швейных машинок «Зингер» стали выпускать машинке «Ермак».

Швейная машинка «Ермак»

Стоит отметить, что донские казаки особо ценят предполагаемое происхождение Ермака из их среды. В Новочеркасске стоит один из самых масштабных памятников атаману, а в 1918 году выпускались даже особые «донские деньги», где на сторублевке был профиль легендарного воина.

Официальное признание подвига Ермака началось вскоре после окончательного завоевания Сибири. В 1636 году был установлен обычай поминать атамана и его дружину на церковных службах, всерьез рассматривалась идея о его канонизации. В советской историографии предводитель казаков также представал героем. С наступлением перестройки и после развала СССР началась иная тенденция – правда, не в русской историографии, а в ряде трудов историков из бывших советских республик – представлять Ермака как насильственного и жестокого покорителя Сибири, не считавшегося ни с чем и бывшего весьма «мутной и темной» личностью.

Какова же историческая правда? Думается, она, как всегда, где-то посередине. Невозможно умалить смелость и отвагу Ермака, который с небольшой дружиной сумел завоевать огромное царство. Сделать это было бы попросту невозможно без определенной степени поддержки местного населения. Все же ермакова дружина в первую очередь воевала с Кучумом, который также являлся поработителем местных народов (может быть, даже более жестоким). Разумеется, в Сибирском походе были допущены перегибы со стороны казаков. Но в целом образ Ермака это не запятнало – даже в памяти народов Севера он остался в большей степени положительным, нежели чем отрицательным героем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: